Инками называют коренную городскую культуру в Южной Америке. Часто инками называют только соответствующих правителей этой культуры. С 13 по 16 века они правили обширной империей, состоящей из более чем 200 этнических групп, которые обладали высокой степенью организованности. Во время наибольшего расширения, около 1530 года, он занимал территорию площадью около 950 000 квадратных километров, его влияние простиралось от современного Эквадора до Чили и Аргентины; территория, протяженность с севера на юг которой превышала протяженность от мыса Нордкап до Сицилии. С точки зрения истории развития инки сопоставимы с культурами Евразии бронзового века.
Содержание
- 1 Золотая империя инков
- 1.0.1 Возникновение и рост империи
- 1.0.2 Испанское завоевание инков
- 1.0.3 Причины падения империи инков
- 1.0.4 Торговля
- 1.0.5 Глава государства
- 1.0.6 Экономика и сельское хозяйство
- 1.0.7 Культура и религия
- 1.0.8 Язык и письменность
- 1.0.9 Архитектура и города
- 1.0.10 Искусство и ремесла
- 1.0.11 Религия и верования
- 1.0.12 Дороги и связь в империи
- 1.0.13 Золото инков
Золотая империя инков
Империя инков — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI веках. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии.
Первым европейцем, проникшим в империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века).
Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов.
К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке — аймара).
Чиму (центр — город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»).
Возникновение и рост империи
В Андской области и прилегающем к ней побережье в 1-м тыс. до н. э. — 1-м тыс. н. э. возникли развитые земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако и др. В 12 веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка — верховный правитель.
Он переселяется в новую столицу — Куско и распространяет своё влияние на огромной территории (как указывает Л. Е. Гринин, всего за 30 лет во второй половине XV века площадь государства Инков увеличилась в сотни раз), охватывающей к 15-16 вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, а также небольшие районы Колумбии и Аргентины.
Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал Столицу — город Куско, на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.
После создания территория страны постоянно расширялась, в особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско — обычным городком.
Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой — Уайна Капаком. Правители Уаскар и Атауальпа были сыновьями Уайны Капака. После его смерти они начали изнурительную междоусобную войну.
К приходу испанцев победителем в войне стал Атауальпа. Но он недолго пользовался плодами своей победы, так как был свергнут и казнён испанскими завоевателями, окончательно уничтожившими империю инков.
При покорении соседних племен инки, с одной стороны, использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны, привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покорённые племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы.
Местная знать и жречество покорённых народов сохраняли своё положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.
Для инков было характерным разделение власти и общества на воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса — инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие — полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.
На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.
Испанское завоевание инков
В 1521 году Эрнан Кортес завоевал ацтеков. Это завоевание вдохновило Франсиско Писарро. Согласно докладу Хуана де Самано, секретаря Карла 5, впервые достоверно о Перу стало известно в 1525 году в связи с завершением первой Южной экспедиции Франсиско Писарро и Диего де Альмагро. Экспедиция вышла из Панамы 14 ноября 1524 года, но вынуждена была вернуться в 1525 году.
(Франсиско Писарро)
После этого было осуществлено ещё два похода. В 1532 году Писарро прибывает на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.
Обманом Писарро смог захватить и казнить Великого инку Атауальпу, после этого сопротивление в течение 2 лет возглавлял военачальник Руминьяви. Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. Инка Манко Инка Юпанки с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет. В 1572 году последний правитель инков — Тупак Амару — был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена.
Причины падения империи инков
Внутренние конфликты
Внутренние конфликты и борьба за власть также сыграли свою роль в падении империи инков. После смерти императора Хуайна Капака в 1527 году, власть была разделена между его двумя сыновьями, Атагуалпой и Хуаскаром. Это привело к гражданской войне и ослаблению империи.
Болезни
При встрече с испанцами, империя инков столкнулась с новыми инфекционными болезнями, такими как оспа и корь, на которые у инков не было иммунитета. Эпидемии болезней сильно сократили численность населения и ослабили империю.
Экономическое и социальное разложение
Внутренние проблемы, такие как экономическое и социальное разложение, также способствовали падению империи инков. Экономика была основана на сельском хозяйстве и коллективной работе, но с приходом испанцев и введением европейских экономических систем, экономика инков стала неэффективной и неспособной конкурировать.
Кроме того, социальные проблемы, такие как неравенство и конфликты между различными социальными группами, также ослабили империю и способствовали ее падению.
В целом, падение империи инков было результатом комбинации внешних и внутренних факторов, которые привели к разрушению и утрате власти этой великой цивилизации.
Торговля
Отсутствие выделявшегося слоя свободных ремесленников и связанное с этим слабое развитие частного обмена, отсутствие торговли и каких бы то ни было торговых посредников — особенность общества инков в отличие от ацтеков.
Она объясняется тем, что в Андах высотная поясность делала обмен очень важной составной частью хозяйства, и этот ресурс довольно рано был монополизирован властью. Обмен выступал в форме государственного распределения ресурсов, как следствие, рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд общинников, оставляя им мало излишков для обмена.
Все продукты труда поступали в общественные (государственные), хранилища, откуда они перераспределялись властью не в форме торговли, а в форме государственных поставок по установленным нормам.
Монеты
В целом, монеты не использовались во внутренней торговле, но во внешней имели обращение раковины мульу, листья коки, одежда, а также медные топорики. Индейцы культуры Чонос (Эквадор) ещё в 15 —16 веках выплавляли медь с содержанием 99,5 % и употребляли её в качестве монеты в виде топориков 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной. Данная монета ходила по всему западному побережью Южной Америки, в том числе и в государстве Инков в провинции Чинча, где проживало 6000 торговцев.
Глава государства
Земля считалась принадлежащей индейцам, в то время как правителю — Сапа Инке, принадлежали доходы (подать) с труда общин; власть Инки была окружена священным ореолом. Внешним знаком отличия Инки была шерстяная головная повязка с кистью и тремя перьями над лбом — так называемая маскапайча. Первый Сапа Инка — Манко Капак — почитался как сын бога Солнца Инти.
В Тауантинсуйу сильно заботились о сохранении чистоты крови правителей: Инка, по канонической версии (хотя существовали и другие) мог иметь только одну законную жену, и считалось необходимым, чтобы она была его родной сестрой. Многочисленные дети Инки от «дев солнца» (женщин из рода Инки) считались законными, но не могли наследовать престола.
После смерти Инки ему воздавались божеские почести, тела умерших Сапа Инков бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, причём к каждому приставлялся особый штат жрецови правящему Инке. Эти статуи часто сопровождали войско во время походов, также часто их несли в торжественных процессиях. Первым, кто обнаружил мумии царей был лиценциат Поло де Ондегардо.
Экономика и сельское хозяйство
Экономика инков была основана на сельском хозяйстве, которое было основным источником пропитания и благосостояния империи. Инки развили сложную систему сельского хозяйства, которая позволяла им обеспечивать пищей огромное население и поддерживать экономическую стабильность.
Основными культурными растениями, выращиваемыми инками, были картофель, кукуруза, бобы и овощи. Они также выращивали хлопок и табак. Инки использовали различные методы для повышения плодородия почвы, такие как террасирование и искусственное орошение.
Они строили террасы на склонах гор, чтобы создать плоские участки для посева и предотвратить эрозию почвы. Орошение осуществлялось с помощью каналов и системы акведуков, которые собирали и распределяли воду по всей империи.
Инки также развили систему коллективного труда, называемую мита. В рамках этой системы, каждая семья должна была отдавать определенное количество времени и труда на государственные проекты, такие как строительство дорог, террас и зданий. Это позволяло империи эффективно использовать ресурсы и поддерживать экономическую стабильность.
Торговля также играла важную роль в экономике инков. Они имели развитую сеть дорог, которая связывала различные части империи и позволяла им торговать товарами. Они обменивались продуктами с другими народами, такими как золото, серебро, шерсть и керамика.
В целом, экономика и сельское хозяйство были основой процветания и мощи империи инков. Их развитая система сельского хозяйства, коллективный труд и торговля позволяли им обеспечивать достаток и благосостояние своему народу.
Культура и религия
Культура и религия играли важную роль в жизни инков. Их культура была богата и разнообразна, а религия была основой их верований и обычаев.
Язык и письменность
Язык инков, называемый кечуа, был официальным языком империи. Он использовался для коммуникации и передачи знаний. У инков не было письменности в привычном для нас виде, но они использовали систему узлов на веревках, называемую кипу, для записи информации.
Архитектура и города
Инки были известны своей великолепной архитектурой. Они строили огромные каменные сооружения, такие как крепости, храмы и города. Самым известным примером инковской архитектуры является город Мачу Пикчу, который был использован как резиденция и священное место.
Искусство и ремесла
Инки были талантливыми художниками и ремесленниками. Они создавали керамику, текстильные изделия, украшения из золота и серебра, а также изображения и скульптуры, отражающие их верования и историю.
Религия и верования
Религия была важной частью жизни инков. Они верили во множество богов и духов природы, которые контролировали различные аспекты жизни, такие как погода, урожай и здоровье. Инки проводили ритуалы и жертвоприношения, чтобы умилостивить богов и обеспечить благополучие своей империи.
Культура и религия инков отражали их связь с природой и их стремление к гармонии с окружающим миром. Они развили уникальную и богатую культуру, которая до сих пор восхищает и вдохновляет людей со всего мира.
Дороги и связь в империи
Империя была известна своей развитой системой дорог, которая играла важную роль в поддержании связи и контроле над территорией. Эта система дорог была одним из величайших инженерных достижений инков и простиралась на протяжении тысяч километров. Дороги были хорошо построены и поддерживались.
Они были выложены из камня и имели ширину около 1,5 метра. Дороги проходили через горы, долины и джунгли, преодолевая различные препятствия. Инки использовали различные методы для преодоления горных перевалов, включая строительство лестниц, туннелей и подъемных мостов.
Система дорог была не только средством передвижения, но и служила для передачи информации и контроля над империей. По дорогам передавались послания и товары, а также передвигались военные отряды и чиновники. Дороги были оборудованы постоянными почтовыми станциями, где менялись свежие лошади и передавались послания.
Дорожная система была также важна для торговли и экономики империи. По дорогам перемещались товары, такие как пища, одежда, ювелирные изделия и другие предметы. Это позволяло инкам контролировать торговлю и обеспечивать процветание своей империи. Они были не только практичными, но и имели символическое значение.
Они служили связующим звеном между различными регионами империи и символизировали единство и мощь империи. Однако, с приходом испанцев и завоеванием ими империи, многие дороги были разрушены или заброшены. Некоторые участки дорог до сих пор сохранились и являются популярными туристическими достопримечательностями, привлекающими людей со всего мира.
Золото инков
Сколько крокодиловых слёз было пролито разного рода авторами по поводу горькой судьбы «миролюбивых индейцев», в одночасье ставших жертвами «алчных конкистадоров»! Как только не клеймили они Кортеса и Писарро в порывах «благородного» гнева!
Между тем за этой бурей искусственно нагнетаемых эмоций совсем скрылся из виду простой вопрос: а откуда взялось такое изобилие золота, к примеру, у могущественных вождей империи инков? Плоскогорья Южного Перу — историческая родина инков — сравнительно небогаты этим металлом. Каким же образом достались «миролюбивым» инкам их сказочные богатства?
Империю инков называли не только «империей Солнца», но и «империей золота». Согласно представлениям инков, между золотом и ними, «сыновьями Солнца», существовала особая, мистическая связь. Золото было своеобразным тотемом владык империи Тауантинсуйу. Именно поэтому правители этой империи — Великие Инки — объявили золото своей собственностью.
Всё золото, независимо от того, находилось ли оно ещё в земле или же было из неё извлечено, принадлежало только одному человеку — императору. Золото украшало храмы Солнца и дворцы всесильных владык огромного государства. «Миролюбивые» инки так же рвались обладать золотом, как рвались к нему «алчные» испанские конкистадоры.
Ведя непрерывные захватнические войны, инки расширили пределы своей империи до невероятных пределов и повсюду на захваченных ими территориях взимали с покорённых племён дань золотом. Самую большую добычу «сыновья Солнца» получили после захвата государства индейцев чиму, занимавшего прибрежные территории Северного Перу.
Награбленное в городах и храмах чиму золото инки вывезли в Кахамарку: по иронии судьбы, именно в этот город Франсиско Писарро будет свозить захваченные им сокровища инков…
Столица инков, город Куско, являлась настоящим городом золота: здесь в прямом смысле слова сосредоточивалось всё золото Южной Америки.
Инки под страхом смертной казни запрещали выносить из города жёлтый металл, хоть раз побывавший в Куско. Ежегодно со всех концов империи в Куско поступало 15 тысяч арроб золота (1 арроба — 11,4 кг). Таким образом, можно подсчитать, что во время правления инков в столицу их империи было доставлено совершенно невообразимое количество золото: от 50 до 100 тысяч тонн!
На заре истории инков золото имело в их глазах сакральный характер и служило доказательством исключительности инков и символом их сверхъестественной связи с Солнцем — небесным отцом.
В последующие века золото стало символом головокружительного богатства «сыновей Солнца», самовластно объявивших себя воплощением солнечного божества, владыками всего мира. С помощью золота они демонстрировали свою мощь, безграничное богатство и… столь же безграничную спесь, алчность и жестокость.
Испанцы, ступившие на землю Перу, в глазах тринадцатого Великого Инки Атауальпы были ничтожествами, чем-то вроде блох. Сын и наместник божественного Солнца вряд ли бы снизошёл до встречи с этими жалкими червяками, если бы не настойчивость Франсиско Писарро и дипломатический талант и опыт Эрнандо де Сото.
Долгожданная для испанцев встреча началась с того, что перед Атауальпой предстал монах-доминиканец Винсенте де Вальверде. Слова, с которыми он обратился к инкскому вождю, были темны и непонятны: монах говорил о Боге-отце, сотворившем мир, о его единородном сыне Иисусе Христе, который страдал за людей и умер на кресте…
Атауальпа слушал пришельца с недоумением, постепенно сменявшимся яростью: о каком Боге толкует этот странный человек, когда он, Атауальпа, и есть бог? Что это за Бог такой, который мог воплотиться в человека, пожертвовать собой и умереть мученической смертью ради спасения людей?
Это он, Атауальпа, одним мановением руки отправляет на смерть тысячи людей! Только что по его приказу были зверски умерщвлены тысячи жителей Куско, поддержавших его мятежного брата Уаскара. 35 братьев Уаскара (бывших вместе с тем и сводными братьями самого Атауальпы), 80 детей ненавистного соперника, его многочисленные жёны и наложницы, включая беременных, были посажены на колья или живьём забиты камнями.
Палачи Атауальпы сдирали кожу с живых людей, ещё не родившихся детей вырывали из чрева матерей… Самого Уаскара милосердный бог Солнца пощадил: он просто посадил его, связанного по рукам и ногам, смотреть на то, в каких страшных муках умирают его дети.
Уаскар молча наблюдал за этим кошмаром, и лишь запёкшиеся уста пленника еле слышно шептали молитву: «О Виракоча, творец вселенной! Пусть так же воздастся тому, кто так со мной поступает. И пусть когда-нибудь ему самому придётся увидеть своими глазами то, на что я должен теперь смотреть…»
И вот этот час, о котором молил Уаскар, наступил. 177 испанцев стояли перед 50-тысячной ордой «сыновей Солнца», в то время как само «божество» с нарастающим гневом слушало речи Вальверде. Конфликт цивилизаций был неизбежен: эти люди жили в разных мирах и в прямом, и в переносном смысле слова. Пожалуй, их роднило только одно: неутолимая жажда золота…
Первые же выстрелы двух испанских пушек вызвали панику в рядах армии Атауальпы. Поражение «сыновей Солнца» было полным. «Божество», восседавшее на носилках из чистого золота, в мгновение ока было свергнуто с пьедестала своего величия, превратившись в жалкого пленника.
Атауальпа предложил за себя выкуп: в обмен на жизнь и свободу он обещал наполнить золотом на высоту поднятой вверх руки весь огромный зал, в котором содержали пленника. Писарро дал «богу Солнца» два месяца сроку. Во все концы страны были разосланы гонцы с узелковыми письмами-кипу: узлы разной формы и размера говорили, сколько золота должна доставить в Кахамарку та или иная провинция.
Выкуп был собран, однако принц Уаскар, содержавшийся по повелению императора под стражей, сумел отправить к Писарро своего посла с предложением: он заплатит испанцам ещё больший выкуп, если те помогут ему вернуть престол. Атауальпа заволновался: жестокий и малодушный трус, он боялся Уаскара больше, чем всех испанцев, вместе взятых. Он отдал своим подчинённым приказ немедленно убить Уаскара.
Приказ императора инки выполнили без промедления: Уаскар был утоплен. Лёгкость, с которой «божество» отправило на смерть своего сводного брата, покоробила даже видавших виды испанцев, среди которых отнюдь не было смирных овечек. Атауальпу предали суду трибунала, который приговорил императора к смертной казни.
В числе выдвинутых против него обвинений на первом месте стояло убийство Уаскара. 29 августа 1533 года Атауальпа был задушен. Новым императором при поддержке испанцев стал Манко II, брат убитого Уаскара.
Эти события послужили питательной почвой, на которой выросли и буйно расцвели десятки слухов о несметных сокровищах инков, якобы спрятанных ими от конкистадоров. Рассказывают, например, что накануне казни обречённый Атауальпа передал верным людям узелковое письмо-кипу: тринадцать узелков были привязаны к слитку золота.
Что это могло значить? Будто бы сразу после этого многие сокровища из храмов инков бесследно исчезли. Легенда гласит, что караваны носильщиков унесли и спрятали их где-то высоко в горах, в глубоких пещерах на склонах Анд. Там они и пребывают до сего дня…
Взяв в плен Атауальпу, Писарро направил в Куско трёх своих людей, которые в первый же день захватили в святилищах инков около 100 центнеров золота. Потом в столицу Тауантинсуйу прибыл весь отряд Писарро.
Общая сумма захваченной здесь испанцами добычи составила 588 226 песо золота и 164 558 марок серебра (одно песо соответствовало 46 граммам золота и стоило 450 марок. Серебряная марка была в несколько раз тяжелее золотого песо).
Доля каждого из рядовых участников похода составила 4 тысячи песо золота и 70 марок серебра. Однако испанцам было этого мало: ходили слухи, что все добытые ими сокровища представляют собой лишь часть истинного богатства Куско.
Особенно охотно подхватили эти слухи новые пришельцы из Старого Света, опоздавшие к дележу сказочных богатств империи Тауантинсуйу. Сразу же после похода Писарро было предпринято бессчётное количество попыток отыскать недостающую часть «золота Куско».
До сих пор искатели сокровищ не оставили попыток отыскать спрятанное золото инков в подземных лабиринтах, якобы находящихся под крепостью Саксауаман — цитадели столицы инков. Версия о том, что золото инков сокрыто именно под Саксауаманом, опирается на многочисленные слухи и легенды.
Рассказывают, например, о случае с двумя индейскими мальчиками, произошедшем уже в XX столетии: они будто бы заблудились в подземелье могучей крепости и целых три дня о них не было ни слуху ни духу. Потом они всё-таки выбрались на свет Божий, причём вышли на поверхность уже на территории самого города — в районе монастыря Санто-Доминго.
Из этого продолжительного путешествия по подземельям Саксауамана, а затем по каким-то загадочным переходам под самим городом Куско, мальчики принесли золотой початок кукурузы, изготовленный древними инкскими ювелирами. По словам мальчиков, они нашли его в подземельях…
Впрочем, помимо случайных мелких находок, золотые сокровища Куско так до сих пор и не обнаружены. Между тем, по подсчётам энтузиастов, они должны составлять десятки, если не сотни тонн! Рассказывают, что когда Великий Инка Манко II встретился с испанским послом Руисом Диасом, он высыпал на стол бокал кукурузных зёрнышек.
Одно из этих зёрнышек Манко взял в руки и сказал: «Это всё, что вам досталось из золота инков». Затем показал на оставшиеся зёрнышки и сказал: «А это то золото, которое осталось у нас». Манко II предложил послу следующее: он отдаст ему всё золото инков, если белые навсегда покинут Тауантинсуйу.
Но испанцы не согласились на это заманчивое предложение. Так что сокровища инков до сих пор лежат где-то в тайниках и ожидают своего счастливого первооткрывателя… Испанским конкистадорам, возможно, не удалось завладеть и личными сокровищами инкских императоров.
Эти сокровища хранились не в Куско, а в других местах империи, куда белые проникли гораздо позже. Так, к примеру, известно, что большой клад могущественного Великого Инки Пачакути хранился в неприступном, возвышающемся на скале городе Писаке, в трёх больших пещерах неподалёку от вершины горы Писак.
Сокровища Инки Уайна Капака, который был, по словам хроник, «большим любителем золота», хранились в перуанском городе Юкай. В городе Чинчеро, по слухам, хранятся сокровища Великого Инки Тупака Юпанки.
Известно также, что множество сокровищ находилось в труднодоступном городе Мачу-Пикчу, который был открыт Хайремом Бингемом только в 1911 году. Испанские завоеватели не могли завладеть этими сокровищами хотя бы потому, что в Мачу-Пикчу вплоть до XX века не ступала нога белого человека.
Наконец, существует предание о том, что где-то под непроницаемой завесой джунглей таятся затерянные города инков Вилькабамба, Виткос, Пайтити. В этих загадочных городах также, должно быть, хранится золото, спрятанное инками от ненасытных завоевателей…