Танки Советского Союза

Эта статья посвящена истории и развитию танков Советского Союза с момента их первого использования после Первой мировой войны, до межвоенного периода, во время Второй мировой войны и Холодной войны.

История Советского танкостроения

Т-34-85

После Первой мировой войны (1914-1918) многим странам потребовались танки, но лишь немногие располагали промышленными ресурсами для их проектирования и постройки. Во время и после Первой мировой войны Великобритания и Франция были интеллектуальными лидерами в области танкостроения, а другие страны, как правило, следовали их проектам и перенимали их.

Это раннее лидерство было постепенно утрачено в течение 1930-х годов Советским Союзом, который вместе с Германией начал проектировать и строить свои собственные танки. Версальский мирный договор серьезно ограничил промышленное производство Германии.

Таким образом, чтобы обойти договорные ограничения Германии, эти промышленные фирмы заключили партнерские отношения с Советским Союзом для легального производства оружия и его продажи, а также наряду с другими факторами создали инфраструктуру для производства танков, из которых позже вышли знаменитые Т-34 и другие советские танки.

Общие события, влияющие на конструкцию советских танков

Марк VIII (Свобода) Танк

Императорская Россия заигрывала с некоторыми конструкциями, такими как Царь-танк, который был списан, и Вездеход (Вездеход), который не продвинулся дальше предсерийной модели из-за проблем в конструкции.

Окончательные конструкции танков Первой мировой войны продемонстрировали ряд тенденций, например, в США и Великобритании производился танк Mark VIII для тяжелых танков. Однако французский Renault FT задал образец почти для всех танков, которые ему следовали; эти танки, как правило, имели более низкие профили гусениц и более компактные корпуса, а их вооружение устанавливалось в башнях.

После Великой войны Великобритания продолжила свое техническое доминирование в танкостроении, и британские разработки, особенно от Виккерса-Армстронга, легли в основу многих советских танков 1930-х годов, включая Т-26 и серии БТ.

Такие конструкции, как Vickers Medium Mk II, выдвинули на первый план полностью вращающуюся башню сверху и 3-фунтовую пушку двойного назначения (которая могла стрелять как осколочно-фугасными, так и противотанковыми снарядами), в то время как носители пулеметов Виккерс Карден-Ллойд повлияли на концепцию танкетки, такую как советский Т-27.

Виккерс А1Е1 «Индепендент»

Еще одним примечательным проектом, повлиявшим на Советы, был Vickers A1E1 Independent, большой многобашенный тяжелый танк, построенный в 1925 году. Его конструкция повлияла на советский тяжелый танк Т-35.

Гражданская война в Испании показала, что столкновения танка с танком и буксируемого противотанкового орудия теперь будут иметь большое значение. Стало ясно, что будущие танки должны быть тяжело бронированы и нести более мощные орудия.

Усилия Советского Союза в области проектирования и производства танков следует понимать в контексте опыта Гражданской войны в России и роста советской промышленности. Во время гражданской войны использование бронепоездов и артиллерийских эшелонов было обычным явлением.

Это, как правило, приводило к большему интересу к танкам и бронемашинам по сравнению с некоторыми западными странами. Быстрый рост тяжелой промышленности в СССР в рамках Пятилетних планов сделал возможным создание большого танкового парка.

Советы также потратили десятки миллионов долларов на американское оборудование и технологии для модернизации десятков автомобильных и тракторных заводов, которые позже будут производить танки и бронемашины.

Энтузиазм Иосифа Сталина к индустриализации и механизации привел к реализации агрессивной программы военного развития, в результате чего к концу 1930-х годов был создан самый большой и обширнейший танковый парк из всех стран.

В США Дж. Уолтер Кристи разработал серию быстрых танков, основанных на его революционной системе подвески Christie. Это сочеталось с очень высоким соотношением мощности к весу, достигнутым за счет установки в его танках больших авиационных двигателей.

Некоторые из его прототипов были приобретены Советским Союзом и должны были быть доработаны в танки БТ и, в конечном итоге, накануне Второй мировой войны, знаменитый Т-34. Серия BT, в свою очередь, оказала влияние на конструкции британских крейсерских танков, таких как A-13 Cruiser Mk IV, Crusader и другие.

Французы первыми применили методы производства с использованием очень крупных отливок для формирования орудийных щитков, башен и, в конечном итоге, целых корпусов танков.

Широкое использование литых башен было скопировано СССР и проложило путь к рационализации конструкций для быстрого производства, исключив ненужные компоненты или этапы производства, которые добавляли мало ценности, что позже должно было быть включено в массовое производство их танков, таких как Т-34.

Гражданская война в России

Композитный танк Mark V использовался в Гражданской войне в России.

В Советской России танковому корпусу предшествовали так называемые бронетанковые войска (броневые силы). Они состояли из механизированных бронетанковых подразделений (автобронеотряды), состоящих из бронемашин и бронепоездов.

В то время у страны не было собственных танков, но их войска столкнулись с танками Mark V. Ряд танков Mark V участвовали в интервенции союзников в Гражданскую войну в России на стороне белых. Большинство из них впоследствии были захвачены и использовались Красной Армией во время войны.

Три были восстановлены в 1941 году для использования в Сталинградской битве. In January 1918, the Red Army established the Soviet of Armored Units (Совет броневых частей, or Центробронь), later renamed to Central Armored Directorate and then once again to Chief Armored Directorate (Главное броневое управление).

Во время войны Нижегородский машиностроительный завод строил бронепоезда, бронированные вагоны и вооружение для судов Волжской военной флотилии. В 1920 году завод восстановил четырнадцать сгоревших французских танков Renault FT для Красной Армии, Русского Рено, и собрал один новый экземпляр, названный «Борец за свободу Ленин».

Межвоенный период

Легкий танк Т-18

Бронеавтомобиль Остин 3-й серии, используемый Донскими казачьими войсками, 1919 год

Первоначально танки и бронемашины в советских руках представляли собой смесь трофейных Renault FTs и нескольких британских танков и Austins британского производства, оставшихся после гражданской войны.

Первый обычный советский танк, Т-18 (иногда называемый МС-1), был довольно близкой копией французского Renault FT, но с улучшенной подвеской и увеличенной башней.
В 1926 году, согласно секретному приложению к Рапалльскому мирному договору, Советский Союз и Германия создали совместную танковую школу в Казани на западе Урала, что было незаконным по Версальскому мирному договору.

В этом совместном предприятии обе страны многое узнали о конструкции и тактике танков. Немцы давали советы по механизации советской тяжелой промышленности и помогли развить чувство профессионализма в Красной Армии.

В 1928 году Советский Союз начал производство танков МС-1 (Малый Сопровождения -1, где M означает «маленький», а S — «конвой»). В 1929 году было создано Центральное управление механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной Армии.

На данный момент танки вошли в состав механизированного корпуса. С 1929 года была сформирована экспериментальная механизированная бригада, обучавшаяся и отрабатывавшая тактику общевойскового боя с иностранными танками, броневиками, тягачами и грузовиками.

Средний танк Т-24

Танк Т-26.

Конструкторское бюро танков было создано на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) в Харькове, Советская Украина, в 1928 году. Первым заводским проектом танка был Т-12 (или Т-1-12). Это была увеличенная версия Т-18, с более мощным двигателем.

Похоже, это делалось параллельно с легким танком Т-19, который также был основан на FT. Проект был переименован в Т-24, были завершены работы по устранению проблем с трансмиссией и топливной системой, а также была спроектирована башня большего размера.

Были проведены первоначальные испытания, в ходе которых характеристики были признаны удовлетворительными, хотя двигатель прототипа загорелся, и башню пришлось перенести на прототип Т-12 для дальнейших испытаний.

В течение 1931 года было построено всего двадцать четыре. Первоначально Т-24 были вооружены только пулеметами, пока в следующем году не были установлены 45-мм пушки.
Т-24 был признан ненадежным и использовался только для тренировок и парадов.

Хотя танк Т-24 потерпел неудачу, он дал ХПЗ первоначальный опыт проектирования и производства танков, который был применен гораздо успешнее при освоении производства модифицированных американских танков Christie в качестве серии BT tank, начиная с 1931 года.

Основываясь на смешанных силах иностранных танков и импортных прототипов, Советы разработали большой внутренний конструкторский и производственный потенциал. Легкий танк Т-26 был основан на Vickers E (как и многие другие танки того периода), выбранный после того, как он победил советский аналог FT в испытаниях.

Весной 1930 года советский закупочный комитет под руководством Семена Гинзбурга прибыл в Великобританию, чтобы выбрать танки, тракторы и автомобили для использования в Красной Армии.
6-тонный Vickers был одной из четырех моделей танков, выбранных советскими представителями во время их визита в компанию Vickers-Armstrongs.

Согласно контракту, подписанному 28 мая 1930 года, компания поставила в СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E (Тип A, вооруженных двумя 7,71-мм пулеметами Виккерса с водяным охлаждением) вместе с полной технической документацией, чтобы обеспечить серийное производство танка в СССР.

Способность двух башен типа А поворачиваться независимо позволяла вести огонь одновременно как влево, так и вправо, что считалось выгодным для прорывов полевых окопов. Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на заводе Виккерса в 1930 году.

Огнеметный танк ХТ-26.

Эта машина была произведена в 1935 году и частично модернизирована в период с 1938 по 1940 год, когда были установлены новые опорные катки со съемными бандажами и бронированная фара. Испытательный полигон Кубинка, 1940 год.

6-тонные танки производства Vickers имели в СССР обозначение V-26. Три британских танка были успешно проверены на проходимость по пересеченной местности на небольшом испытательном полигоне под Москвой на Поклонной горе в январе 1931 года.

Корпус одного танка был испытан на огневую стойкость в августе 1931 года. Климент Ворошилов приказал создать «Специальную комиссию по новым танкам Красной Армии (РККА)» под руководством С. Гинзбурга для определения типа танка, подходящего для Красной Армии.

8-тонный легкий пехотный танк Т-19, разработанный С. Гинзбургом в рамках этой программы на заводе Большевик в Ленинграде, был теоретическим конкурентом британскому 6-тонному Vickers. Первый опытный образец сложного и дорогого Т-19 был закончен только в августе 1931 года.

Поскольку оба танка имели преимущества и недостатки, С. Гинзбург предложил разработать более мощный гибридный танк (так называемый «улучшенный» Т-19) с корпусом, двигателем домашней разработки и вооружением от отечественного Т-19, а трансмиссией и ходовой частью от британского 6-тонного Vickers.

13 февраля 1931 года 6-тонный легкий пехотный танк «Виккерс» под обозначением Т-26 официально поступил на вооружение Красной Армии в качестве «основного танка непосредственной поддержки общевойсковых подразделений и танковых частей резерва Верховного командования».

Советский танк Т-26.

В 1930-х годах в СССР было разработано более 50 различных модификаций и экспериментальных машин на базе шасси легкого пехотного танка Т-26, при этом 23 модификации были запущены в серийное производство. Большинство из них были боевыми бронированными машинами: огнеметные танки, артиллерийские тягачи, радиоуправляемые танки (телетанки), военно-инженерные машины, самоходные орудия и бронетранспортеры.

Огнеметные танки составляли около 12% серийного производства легких танков Т-26. Аббревиатура «ОТ» (Огнеметный танк, что означает Огнеметный танк) появилась только в послевоенной литературе; первоначально эти танки назывались «ХТ» (Химический танк, что означает Химический танк) или БХМ (Боевая химическая машина; Боевая химическая машина) в документах 1930-х годов.

Все химические (огнеметные) танки на базе шасси Т-26 (ХТ-26, ХТ-130, ХТ-133) получили обозначение БХМ-3. Машины предназначались для химического заражения местности, постановки дымовых завес и огнеметания.

Производство танка Т-28

Многобашенный средний танк Т-28. Он был первым серийным современным средним танком.

Танк Т-35

Т-37А танк-амфибия.

Советы приобрели в США несколько прототипов танков Christie M1930, на основе которых они разработали быстроходные танки серии BT. Они также разработали более тяжелый многобашенный средний танк Т-28 и массивный Т-35 (также многобашенный), которые соответствовали конструктивным предпосылкам экспериментального Vickers A1E1 Independent, произведенного Vickers для Великобритании, но не принятого на вооружение.

На Т-28 также большое влияние оказал A1E1 Independent. Кировский завод в Ленинграде начал производство танка Т-28 в 1932 году. Танк Т-28 был официально утвержден 11 августа 1933 года. У Т-28 была одна большая башня с 76,2-мм пушкой и две башни поменьше с 7,62-мм пулеметами.

Всего за восемь лет, с 1933 по 1941 год, было произведено 503 танка Т-28. Советы также построили вариант танкетки Кардена Лойда, купленной по лицензии у Соединенного Королевства в 1930 году, в качестве разведывательной машины.

Советы не были полностью удовлетворены конструкцией Carden Loyd и внесли ряд изменений, прежде чем запустить ее в серийное производство под обозначением Т-27. По сравнению с британским оригиналом корпус был больше, ходовая часть улучшена, а установка вооружения изменена на 7,62-мм пулемет ДТ советского производства.

Танкетка была принята на вооружение 13 февраля 1931 года, и основное применение Т-27 в течение срока его службы было в качестве разведывательной машины, которая использовалась в советских республиках Центральной Азии в 1930-х годах, где танкетки использовались в кампаниях против басмачей.

Однако они довольно быстро устарели из-за появления более совершенных танков. Танкетка также должна была быть аэромобильной. В 1935 году СОВЕТЫ экспериментировали с транспортировкой Т-27 по воздуху, подвешивая их под фюзеляжами бомбардировщиков Туполева ТБ-3.

В апреле 1931 года компания Виккерс-Армстронг провела несколько успешных испытаний легких плавающих танков в присутствии прессы. Эти ранние модели были разработаны в прототипы компанией Carden-Loyd Tractors, Ltd., что привлекло внимание Департамента моторизации и механизации РККА (UMMRKKA), поскольку небольшой танк хорошо соответствовал новой политике вооружения Красной Армии, а также, возможно, мог заменить старую танкетку Т-27.

Советские инженеры проработали прототип, а позже смогли приобрести некоторые из них, и была создана программа «Селезень» («Drake», Ru. «Селезень») для создания аналогичного танка-амфибии с компоновкой, основанной на британском прототипе. Т-33 был построен в марте 1932 года и показал хорошую плавучесть во время испытаний.

Однако Т-33 не показал удовлетворительных результатов в других испытаниях. Они продолжают разработку более подходящего танка-амфибии и обозначили свою последнюю модель как Т-37. Еще до конца 1932 года верховное командование Красной Армии планировало заказать 30 Т-37А в том виде, в каком они теперь обозначались, но проблемы сдерживали производство, и к 1 января 1934 года было произведено всего 126 Т-37А.

Танк серийно производился с 1933 года вплоть до 1936 года, когда его заменили на более современный Т-38. В целом, после четырех лет производства, было выпущено 2552 Т-37А, включая оригинальные прототипы. В Красной Армии они использовались для выполнения задач связи, разведки и в качестве подразделений обороны на марше, а также для активной поддержки пехоты на поле боя.

Т-37А использовались в большом количестве во время советского вторжения в Польшу и в Зимней войне против Финляндии. Также был произведен танк-амфибия Т-41, причем шасси частично заимствовано у Т-33, а гусеницы полностью у танка Т-27.

Много башенный тяжелый танк Т-35 также имел недостатки; советские конструкторы танков начали разрабатывать замены. Т-35 соответствовал представлению 1920-х годов о «танке прорыва» с очень тяжелой огневой мощью и броневой защитой, но плохой подвижностью.

Гражданская война в Испании продемонстрировала необходимость гораздо более тяжелой брони для танков и оказала основное влияние на конструкцию советских танков незадолго до Второй мировой войны.

Из танков, выпущенных в период с 1930 по 1940 год, 97% были либо идентичными копиями иностранных образцов, либо очень тесно связанными усовершенствованиями. Примечательно, что основным улучшением, внесенным советскими конструкторами в эти иностранные образцы, было увеличение огневой мощи.

Танк БТ-7

БТ-7М на колесах

К 1935 году Красная Армия «… обладала большим количеством бронетехники и танковых подразделений, чем весь остальной мир вместе взятый». Но с 1937 по 1941 год офицерский корпус Красной Армии, конструкторские бюро бронетехники и руководство заводов были уничтожены в результате сталинской великой чистки.

Около 54 000 офицеров были репрессированы. Военные знания полностью застопорились, а производство бронетехники резко сократилось (хотя по-прежнему оставалось крупнейшим в мире). Подготовка и боеготовность упали до очень низкого уровня. Эти репрессии продолжались вплоть до кануна войны.

Советско–японские пограничные конфликты (1935-1939) на границе в Маньчжурии дали Советам шанс применить тактику своих бронетанковых войск, которая оказалась полезной в предстоящей войне, когда генерал Георгий Жуков развернул около 50 000 советских и монгольских военнослужащих 57-го специального корпуса для удержания центра линии на восточном берегу битвы при Халхин-Голе.

Затем переправился через реку с танками БТ-7 и бронетанковыми подразделениями, массированной артиллерией и прикрытием с воздуха. Как только японцы были скованы наступлением советских центральных частей.

Танки и бронетанковые подразделения обошли японцев с флангов и атаковали в тыл, достигнув классического двойного охвата, позволив двум флангам бронетанковых подразделений Жукова соединиться, окружив и заманив в ловушку японскую 23-ю дивизию.

Сражение закончилось полным уничтожением японских войск с использованием тактики, которую Жуков позже применит со своими танками против немецких войск.

Однако во время битвы на Халхин-Голе танки БТ оказались уязвимыми для японских групп ближнего боя (отряды танкистов-убийц), которые были вооружены «коктейлями Молотова(бутылками с зажигательной смесью).

Советские легкие танки БТ-5 и БТ-7, которые эксплуатировались в условиях 100-градусной жары на монгольских равнинах, легко загорелись, когда от коктейля Молотова воспламенились их бензиновые двигатели. Генерал Жуков сделал это одним из своих замечаний при брифинге для Сталина, что его «…Танки БТ были немного огневыми …»

Легкий танк БТ-5; серия БТ привела к разработке Т-34.

КВ-1 модели 1939 года

Тяжелый артиллерийский танк КВ-2

Танк-амфибия-разведчик Т-38, вооруженный 20-мм пушкой

Одной из основных конкурирующих конструкций танка Т-35 был SMK, который уменьшил количество башен с пяти у Т-35 до двух, установив ту же комбинацию орудий калибра 76,2 мм и 45 мм. Однако, когда были заказаны два прототипа, было решено создать один только с одной башней, но с большим количеством брони.

Этим новым однобашенным танком был КВ. Меньший корпус и единственная башня позволили конструктору установить тяжелую лобовую и башенную броню, сохраняя вес в допустимых пределах.

Вторая мировая война

Немецкие солдаты осматривают брошенный советский танк БТ

Немецкий пехотинец рядом с горящим советским танком БТ-5 вдалеке

Вблизи с легким танком Т-50

Участие советских «добровольческих» танковых подразделений в гражданской войне в Испании сыграло решающую роль в формировании советских образцов танков для Второй мировой войны.

Советские танки доминировали над своими иностранными конкурентами в Испании благодаря своей огневой мощи, но их тонкая броня, как и у большинства танков того периода, делала их уязвимыми для новых буксируемых противотанковых орудий, поставляемых пехотным частям.

Это открытие непосредственно привело к созданию нового поколения советских танков. В 1939 году самыми многочисленными советскими моделями танков были легкий танк Т-26 и быстроходные танки серии BT.

Танки Т-26 (1933 года постройки с двумя башнями) из состава 133-й бригады 45-го механизированного корпуса (Киевский военный округ). «Большие киевские маневры». Сентябрь 1935 года. Обратите внимание на белую полосу на некоторых башнях.

Накануне Второй мировой войны в Красной Армии насчитывалось около 8500 танков Т-26 всех модификаций. Т-26 был тихоходным легким танком, предназначенным для поддержки пехоты, первоначально разработанным для того, чтобы идти в ногу с солдатами на земле.

Танки БТ были быстроходными легкими танками, предназначенными для борьбы с другими танками, но не с пехотой. Оба были слабо бронированы, устойчивы к стрелковому оружию, но не к противотанковым ружьям и 37-мм противотанковым пушкам, а их бензиновые двигатели (обычно используемые в конструкциях танков во всем мире в те дни) могли загореться «при малейшей провокации».

Была начата разработка различных конструкций танков для поиска замены, таких как легкий танк Т-50, который должен был заменить пехотный танк Т-26. При довоенном планировании предполагалось, что Т-50 станет самым многочисленным советским танком, действующим наряду с легким танком БТ. Современный Т-50 был разработан с учетом опыта, накопленного в Зимней войне, и советских испытаний немецкого танка Panzer III.

Но из-за технических проблем было построено всего 69 танков Т-50 (только 48 из них вооружены), и их заменили гораздо более простые легкие танки Т-60. Тем временем разрабатывалась замена легким танкам БТ, которая должна была превратиться в очень мощный и экономичный средний танк Т-34.

А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 модели 1940 и 1941 годов выпуска

В 1937 году Красная Армия поручила инженеру Михаилу Кошкину возглавить новую команду по разработке замены танкам БТ на Харьковском локомотивостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в Харькове.

Прототип танка, обозначенный как А-20, был оснащен 20-миллиметровой (0,8 дюйма) броней, 45-мм (1,8 дюйма) пушкой и двигателем новой модели V-2, использующим менее горючее дизельное топливо в конфигурации V12.

A-20 включил предыдущие исследования (проекты BT-IS и BT-SW-2) в наклонную броню: его круглые наклонные броневые листы с большей вероятностью отражали противотанковые пули, чем перпендикулярная броня. Кошкин убедил советского лидера Иосифа Сталина позволить ему разработать второй прототип, более тяжеловооруженный и бронированный «универсальный танк», который мог бы заменить как танки Т-26, так и БТ.

Второй прототип Кошкин назвал А-32 в честь его 32-миллиметровой (1,3 дюйма) лобовой брони. У него также была 76,2-мм пушка (3 дюйма) и дизельный двигатель той же модели V-2. Оба были испытаны на полевых испытаниях в Кубинке в 1939 году, и более тяжелый А-32 оказался таким же мобильным, как А-20.

Еще более тяжелая версия А-32 с лобовой броней 45 мм (1,8 дюйма) и более широкими гусеницами была одобрена к производству как Т-34.

Сопротивление военного командования и опасения по поводу высокой себестоимости производства были, наконец, преодолены тревогами по поводу плохих характеристик советских танков в Финляндии и эффективности немецкого блицкрига во Франции, и первые серийные танки были завершены в сентябре 1940 года, полностью заменив производство Т-26, БТ и многобашенного среднего танка Т-28 на ХПЗ.

Оригинальный Т-34 модели 1940 года, узнаваемый по низко расположенному стволу пушки L-11 под выпуклостью в кожухе, в котором находится возвратный механизм. Этот предсерийный прототип машины А-34 имеет сложную цельную переднюю часть корпуса.

Средний танк Т-28 был задействован во время вторжения в Польшу, а затем во время Зимней войны против Финляндии. В ходе этих операций было обнаружено, что броня неадекватна, и были начаты программы по ее модернизации. Согласно книге российского историка М.

Коломийца Т-28. Трехглавый сталинский монстр, во время Зимней войны было подбито более 200 Т-28. Лобовые пластины были увеличены с 50 мм до 80 мм, а боковые и задние пластины — до толщины 40 мм. С этой усиленной бронетехникой Красная Армия прорвалась через главное финское оборонительное укрепление, хваленую Линию Маннергейма.

Таким образом, Советы начали модернизировать свои танки Т-28 для предстоящей войны с Германией, но многие из них все еще были потеряны в течение первых двух месяцев вторжения, когда немцы вторглись в июне 1941 года.

Когда Советы вступили в Зимнюю войну, SMK, КВ и третья модель, Т-100, были отправлены на испытания в боевых условиях. Тяжелая броня КВ оказалась очень устойчивой к финскому противотанковому оружию, что сделало ее более эффективной, чем другие конструкции.

Вскоре он был запущен в производство как оригинальный тяжелый танк КВ-1 с 76-мм вооружением, так и 152-мм штурмовое орудие с гаубицей, тяжелый артиллерийский танк КВ-2. Советы также представили танк-амфибию-разведчик Т-38, который был советским легким танком-амфибией и развитием более раннего Т-37, основанного, в свою очередь, на французском легком разведывательном танке AMR 33.

Танк служил в Красной Армии во время Зимней войны с Финляндией в 1940 году, но потерпел неудачу из-за своего легкого вооружения и тонкой брони, которую легко пробивал огонь винтовок и легких пулеметов. На ограниченной местности Финляндии танк был смертельной ловушкой. Как танк-разведчик, Т-38 обладал преимуществами очень низкого силуэта и хорошей подвижности благодаря своей способности плавать.

Однако тонкая броня и вооружение из одного пулемета делали танк лишь ограниченным для использования в бою, в то время как отсутствие радиостанций в большинстве Т-38 было серьезным ограничением в разведывательной машине.

Ограничения Т-38 были признаны, и его хотели заменить на Т-40, но начало Второй мировой войны означало, что было произведено всего несколько Т-40. Т-38 редко видели в прямом бою после нападения Германии в 1941 году, и в основном его отводили другим ролям, таким как артиллерийский тягач, а основной разведывательной машиной-амфибией Красной Армии стал Ford джип-амфибия GPA, открытая небронированная машина, поставляемая по Ленд-лизу.

Накануне операции «Барбаросса» в 1941 году Советский Союз располагал одними из лучших танков мира (включая КВ-1, которые были в основном на поколение впереди, что стало шоком для вермахта). Однако в его передовых бронетанковых войсках все еще было много старых танков, причем Т-26 составляли костяк бронетанковых войск Красной Армии в первые месяцы немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году.

Однако в целом по танкам численное преимущество СССР было значительным, поскольку Красная Армия имела большое количественное превосходство. Он располагал 23 106 танками, из которых около 12 782 находились в пяти западных военных округах (три из которых непосредственно противостояли фронту немецкого вторжения).

Однако стандарты технического обслуживания и готовности были очень низкими; боеприпасов и радиоприемников не хватало, и многим подразделениям не хватало грузовиков, необходимых для пополнения запасов, помимо основного топлива и боеприпасов.

Кроме того, с 1938 года Советы частично распределили свои танки по пехотным дивизиям для поддержки пехоты, но после своего опыта в Зимней войне и наблюдения за кампанией Германии против Франции начали подражать немцам и организовали большую часть своих бронетанковых средств в крупные бронетанковые дивизии и корпуса.

Эта реорганизация была осуществлена лишь частично на заре «Барбароссы», поскольку не хватало танков, чтобы довести механизированный корпус до органической численности. Танковые подразделения редко были хорошо оснащены, а также испытывали недостаток в обучении и материально-технической поддержке.

Стандарты технического обслуживания были очень низкими. Подразделения отправлялись в бой без каких-либо мер по дозаправке, пополнению боеприпасов или замене личного состава. Часто после одного боя подразделения уничтожались или становились неэффективными.

Плохая подготовка и боеготовность большинства подразделений Красной Армии привели к катастрофическому поражению огромного советского механизированного корпуса на начальных этапах операции «Барбаросса», вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году.

Несмотря на их в целом хорошее оснащение, оперативные возможности Красной Армии и моторизованная материально-техническая поддержка были очень низкими. Численное преимущество советских войск в тяжелой технике также было более чем компенсировано значительно превосходящей подготовкой и боеготовностью немецких войск. Советский офицерский корпус и высшее командование были уничтожены в результате Великой чистки Сталина (1936-1938).

Т-34, уничтоженный в битве при Прохоровке, 1943 год.

Всего у немецкого вермахта было около 5200 танков, из которых 3350 были задействованы во вторжении. Это дает баланс имеющихся в наличии танков примерно 4: 1 в пользу Красной Армии. Т-34 был самым современным в мире, а серия КВ — самой бронированной.

Однако самые совершенные советские модели танков, Т-34 и КВ-1, не были доступны в большом количестве в начале войны и составляли всего 7,2% от общей численности советских танковых сил. Но, хотя эти 1861 современный танк технически превосходили 1404 немецких средних танка Panzer III и IV, советам в 1941 году все еще не хватало средств связи, подготовки и опыта для эффективного применения такого оружия.

Советский Союз также построил одни из лучших танков-амфибий, поскольку десантные возможности были важны для Красной Армии, о чем свидетельствует производство более 1500 танков-амфибий в 1930-х годах. Компания построила легкие амфибии Т-37 и танк Т-38, а затем Т-40, который должен был их заменить.

Т-40 был усовершенствованной конструкции, вооруженный 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДШК, гораздо более мощным оружием, чем 7,62-мм пулемет ДТ, установленный на Т-38. Но из-за давления войны Советы отдавали предпочтение производству танков более простых конструкций, и было построено лишь небольшое количество Т-40.

Т-40 поступил в производство незадолго до начала войны и предназначался для оснащения разведывательных подразделений. Поскольку потребность в большом количестве танков стала критической, на шасси Т-40 был разработан вторичный неамфибийный вариант. Эта конструкция стала Т-60. Т-60 был проще, дешевле и лучше вооружен и мог выполнять большинство тех же функций.

В условиях войны производство Т-40 было остановлено в пользу Т-60. Несмотря на это, Т-40 с более толстой броней и пушкой ТНШ, неспособный плавать, производился наряду с Т-60 в меньших количествах для более плавного перехода по конвейерной ленте, этот танк также назывался Т-60, но часто его называют «Т-40» Т-60, чтобы избежать путаницы.

Таким образом, было выпущено всего 356 танков Т-40 по сравнению с 594 «Т-40», Т-60 и более 6000 настоящих Т-60. Хотя изначально предполагалось нести 12,7-мм пулемет, подобный Т-40, вооружение разведывательного танка «Т-40» Т-60 позже было модернизировано до 20-мм пушки ТНШ, танковой версии ШВАК, «настоящий» Т-60 изначально имел ТНШ.

К 1942 году легкие танки, такие как Т-60, считались Красной Армией неадекватными, неспособными угнаться за средним танком Т-34 и не способными пробить броню большинства немецких танков, но их могли производить небольшие заводы, которые были неспособны обрабатывать крупные компоненты средних и тяжелых танков.

Т-70 был попыткой исправить некоторые недостатки танка-разведчика Т-60, который обладал очень плохой проходимостью по пересеченной местности, тонкой броней и неадекватной 20-мм пушкой. Легкий танк Т-70 имел 45-мм пушку L / 46 Model 38 с сорока пятью боекомплектами и спаренный 7,62-мм пулемет ДТ и использовался Красной Армией для замены как танка-разведчика Т-60 для разведки, так и легкого пехотного танка Т-50 для поддержки пехоты.

Затем Т-70 был заменен легким танком Т-80, более надежной версией Т-70 с двухместной башней. Но для выполнения разведывательной роли легких танков было доступно достаточно техники по ленд-лизу, а броневики лучше подходили для легкой разведки и связи.

Все производство легких танков было прекращено в октябре 1943 года, после того, как было построено всего около 75 Т-80. Во время войны больше не строили легких танков. В ноябре 1943 года танковые части Красной Армии были реорганизованы: легкие танки были заменены на Т-34 и новые Т-34-85, производство которых началось в следующем месяце.

В начале войны танки Т-34 составляли лишь около четырех процентов советского танкового арсенала, но к концу войны они составляли не менее 55% массового производства танков в СССР (на основе цифр из; Желтов 2001 перечисляет еще большие цифры). Зимой 1941-42 годов Т-34 доминировал над немецкими танками благодаря своей способности передвигаться по глубокой грязи или снегу, не увязая там, где немецкие танки не могли.

В Panzer IV использовалась некачественная рессорная подвеска и узкая гусеница, и они имели тенденцию тонуть в глубокой грязи или снегу. Однако к тому времени, когда Т-34 заменил старые модели и стал доступен в большем количестве, более новые немецкие танки, включая улучшенный Panzer V «Пантера», превзошли его.

В начале 1944 года модернизированный танк Т-34-85 дал Красной Армии танк с лучшей броней и мобильностью, чем немецкие Panzer IV и Sturmgeschütz III, но он не мог сравниться с Panther по пушке или броневой защите. К преимуществу СССР, «Пантер» было гораздо меньше, чем Т-34, и Т-34-85 был достаточно хорош, чтобы позволить опытному экипажу и тактическим ситуациям склонить чашу весов.

Советские танки Т-34 под Одессой во время освобождения Украины

Башня Т-34-85 с командирской башенкой, обеспечивающей круговой обзор (введена на полпути к серийному выпуску Т-34 образца 1943 года).

Прототип второго поколения Т-44-85 во время испытаний. Обратите внимание, что у этого нет брызговика.

Прототип второго поколения Т-44-85 во время испытаний на полигоне НИБТ близ Кубинки, лето 1944 г.

Однако осенью 1943 года конструкторское бюро Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, расположенного в Нижнем Тагиле (на Урале), по прямому приказу Сталина приступило к работе над машиной, которая в будущем будет иметь возможности для совершенствования.

Намерение состояло в том, чтобы сохранить высокую мобильность Т-34 и обеспечить ему более надежную броневую защиту от современных танковых орудий. В ноябре 1943 года главный конструктор А. А. Морозов представил общий дизайн машины и модель танка, получившего обозначение Т-44 (объект 136).

Значительное уменьшение длины моторного отделения позволило переместить башню назад, что, в свою очередь, переместило ось ее вращения и центр масс к центру корпуса, повысило точность главного орудия и уменьшило вероятность того, что башня может застрять после попадания в кольцо башни срикошетившего снаряда. Толщина лобовой броневой защиты увеличилась более чем вдвое без нарушения центра масс или резкого увеличения веса танка.

Прототип Т-44-122 во время сравнительных испытаний с трофейной немецкой «Пантерой»

Т-44 официально поступил на вооружение Красной Армии 23 ноября 1944 года, но производство началось в октябре. Первоначально планировалось, что завод будет производить 300 танков Т-44 в месяц. Однако к концу 1944 года было построено только 25. В 1945 году было построено 940 танков, что составило в общей сложности 965 (190 танков, построенных в 1944 и 1945 годах, были завершены к концу войны).

Даже благодаря своим инновационным технологиям и лучшей броневой защите, Т-44А по-прежнему использовал 85-мм танковую пушку ЗИС-С-53, такую же, как на среднем танке Т-34-85. Армии нужен был новый танк, вооруженный более мощной 100-мм пушкой.

Были начаты два проекта, оба на базе Т-44А, разработка первого началась в октябре 1944 года, а этап проектирования был завершен в декабре. Прототип был готов в феврале 1945 года, испытания, проведенные с марта по апрель, дали положительные результаты, и машина поступила на вооружение Красной Армии под названием Т-54.

Оригинальный танк Т-54-1. У него башня, напоминающая Т-34-85, с выступающими подрезанными ловушками для выстрелов.

У танка был почти такой же корпус и трансмиссия, что и у Т-44А. Отличия включали утолщенную лобовую броню (120 мм в верхней части и 90 мм в нижней) и другой люк и смотровую щель для механика-водителя.

Диаметр башни был увеличен до 1800 мм. Вооружение включало 100-мм танковую пушку Д-10ТК, а также два 7,62-мм пулемета GWT. Танк приводился в действие новым 12-цилиндровым дизельным двигателем V-54 объемом 38,88 л с водяным охлаждением, развивающим 520 л.с. (388 кВт) при 2000 оборотах в минуту.

Был увеличен запас топлива (530 литров во внутреннем топливном баке и 165 литров во внешнем топливном баке). Вес был увеличен до 35,5 тонн, что снизило максимальную скорость на дороге до 43,5 км / ч. Дальнейшее развитие Т-44 было отменено, и все внимание было направлено на разработку нового основного боевого танка Т-54.

ИС-2М в танковом музее Кубинки.

В IS Tank была серия тяжелых танков, которые заменили серию КВ в 1944 году во время Второй мировой войны, начиная с танка ИС-1 (ИС-85 или просто ИС). Тяжелые танки были спроектированы с толстой броней для противодействия немецким 88-мм орудиям и несли основное орудие, способное победить танки Tiger II, Tiger I и Panther.

В основном они проектировались как танки прорыва, стреляющие тяжелым осколочно-фугасным снарядом, который был полезен против окопов и бункеров. ИС-2 участвовал в боях в конце Второй мировой войны в небольшом количестве, особенно против танков «Тигр I», «Тигр II» и истребителей танков «Элефант».

Затем следующий из серии, ИС-3, прошел службу на китайско-советской границе, при советском вторжении в Венгрию, во время Пражской весны и с обеих сторон в Шестидневной войне. Однако мобильность и огневая мощь средних танков и эволюция основного боевого танка сделали тяжелые танки устаревшими.

Список танков Советского Союза

(Перечислены только танки, которые были построены в значительном количестве.)

Т-24

Т-24 был советским средним танком, построенным в 1931 году. Было построено всего двадцать четыре танка, и они не использовались в бою. Это был первый танк, произведенный на заводе ХПЗ в Украине, который позже стал ответственным за очень успешные советские танки Т-34 и Т-54. Подвеска Т-24 успешно использовалась на первых в Советском Союзе артиллерийских тягачах специального производства.

Основным вооружением Т-24 была 45-мм пушка. У него был шаровой 7,62-мм пулемет ДТ в корпусе, еще один в башне и третий во вспомогательной турели поверх основной башни. Для своего времени танк был хорошо бронирован, но страдал от проблем с двигателем и трансмиссией.

Т-26

Танк Т-26 был советским легким пехотным танком, использовавшимся во многих конфликтах 1930-х годов и во время Второй мировой войны. Это была разработка британского 6-тонного танка Vickers и широко считается одной из самых успешных конструкций танков 1930-х годов.

Его производили в большем количестве, чем любой другой танк того периода, — было выпущено более 11 000 единиц. В течение 1930-х годов Советский Союз разработал примерно 53 варианта Т-26, включая другие боевые машины на базе его шасси. Двадцать три из них производились серийно.

Хотя к началу Второй мировой войны Т-26 почти устарел, он был самым важным танком Гражданской войны в Испании и сыграл значительную роль во время битвы у озера Хасан в 1938 году, а также в Зимней войне. Т-26 был самым многочисленным танком в бронетанковых войсках Красной Армии во время немецкого вторжения в Советский Союз в июне 1941 года.

Боевой опыт применения Т-26 показал советским военным, что, хотя пушка Т-26 могла пробивать броню танков противника, с которыми она встречалась в бою, ее броня была слишком тонкой, а калибр орудия слишком маленьким, поскольку часто сталкивались с укрепленными противотанковыми орудиями, требующими большего калибра, которые могли стрелять осколочно-фугасным снарядом большего размера.

Советские легкие танки Т-26 в последний раз использовались в августе 1945 года в Маньчжурии.[94]
Т-26 был надежным и простым в обслуживании, и его конструкция постоянно модернизировалась в период с 1931 по 1941 год. Однако после 1940 года новых моделей Т-26 разработано не было.

Танк БТ

БТ-5

Танки БТ представляли собой серию кавалерийских танков, произведенных в большом количестве в период с 1932 по 1941 год. Они были легко бронированы, но достаточно хорошо вооружены для своего времени и обладали лучшей подвижностью из всех современных танков мира.

Они превзошли своих японских противников в советско–японских пограничных конфликтах (1938-1939), но тысячи были потеряны во время немецкого вторжения в 1941 году и были редкостью после 1942 года. Он был доработан и заменен на Т-34.

Т-28

Т-28 был средним танком с тремя башнями, впервые изготовленным в 1932 году. Всего в 1933-1941 годах было произведено 502 танка Т-28. Боевой опыт в Зимней войне привел к обновлению брони с аппликацией.

Бронированные танки Т-28е использовались для прорыва финской линии Маннергейма, положив конец Зимней войне в 1940 году. Большинство из 400 оставшихся танков Т-28 были потеряны во время немецкого вторжения в 1941 году.

Конструкция не была особенно успешной в бою, но ее создание и конструирование дали советской тяжелой промышленности важный опыт в производстве средних танков. Неудача этого многобашенного танка привела к переходу на более успешный однобашенный средний танк Т-34.

Т-34

T-34-85

Т-34 был средним танком, выпускавшимся с 1940 по 1958 год. Хотя его броня и вооружение были превзойдены более поздними танками той эпохи, его часто считают наиболее эффективной и влиятельной конструкцией Второй мировой войны.

Впервые произведенный на заводе ХПЗ в Харькове (Харьков, Украина), он был опорой советских бронетанковых войск на протяжении всей Второй мировой войны, а впоследствии широко экспортировался.

Это был самый производимый танк войны и второй по производству танк всех времен после его преемника серии Т-54/55. В 1996 году Т-34 все еще состоял на вооружении по меньшей мере в 27 странах.

Т-35

Т-35 был советским многобашенным тяжелым танком межвоенного периода и начала Второй мировой войны ограниченного производства и на вооружении Красной Армии. Это был единственный в мире тяжелый танк с пятью башнями, который был запущен в серийное производство, но оказался медленным и механически ненадежным.

Большинство танков Т-35, все еще действовавших на момент операции «Барбаросса», были потеряны скорее из-за механической неисправности, чем из-за действий противника.
Внешне он был большим, но внутри помещения были тесными, поскольку боевые отделения были отделены друг от друга.

Некоторые башни закрывали входные люки. Неудача Т-35 и других многобашенных танков в Зимней войне (1939-1940) привела к разработке более успешного тяжелого танка «Климент Ворошилов» (с одной башней).

Т-37

Т-37А был легким танком-амфибией. Танк часто называют Т-37, хотя это обозначение использовалось другим танком, который так и не покинул стадию прототипа. Т-37А был первой серией серийных полностью десантных танков в мире.

Танк был впервые создан в 1932 году на основе британской танкетки Виккерс и других действующих танков-амфибий. Танк серийно производился с 1933 года вплоть до 1936 года, когда его заменили более современным Т-38, созданным на базе Т-37А.

В целом, после четырех лет производства, было выпущено 2552 Т-37А, включая оригинальные прототипы. В Красной Армии они использовались для выполнения задач по связи, разведке и в качестве единиц обороны на марше, а также для активной поддержки пехоты на поле боя.

Т-37А использовались в больших количествах во время советского вторжения в Польшу и в Зимней войне против Финляндии. Т-37А также использовался Советами в начале Великой Отечественной войны, но большинство из них были быстро потеряны. Выжившие танки этого типа сражались на линии фронта до 1944 года и использовались в учебных целях и вспомогательной обороне до конца Второй мировой войны.

Т-38

Танк-амфибия-разведчик Т-38 был легким танком-амфибией, который использовался во Второй мировой войне. Т-38 был развитием более раннего Т-37, основанного, в свою очередь, на французском легком разведывательном танке AMR 33. Танк приводился в действие стандартным двигателем ГАЗ (Ford) и был дешев в производстве.

Плавучесть достигалась за счет корпуса большого объема и больших крыльев. В воде машина приводилась в движение небольшим трехлопастным пропеллером, установленным сзади.
Танки предназначались для разведки и поддержки пехоты.

Как танк-разведчик Т-38 обладал преимуществами очень низкого силуэта и хорошей подвижности благодаря своей способности плавать. Т-38 также предназначался для переноски по воздуху; во время Киевских маневров в 1936 году танки перевозились на бомбардировщиках Туполева ТБ-3, установленных под фюзеляжем.

Пехотным батальонам было выпущено по 38 танков Т-38, по 50 из которых были назначены для каждого воздушно-десантного бронетанкового батальона. Однако тонкая броня и вооружение из одного пулемета делали танк лишь ограниченным для использования в бою, в то время как отсутствие радиостанций в большинстве Т-38 было серьезным ограничением в разведывательной машине.

Ограничения Т-38 были признаны, и его хотели заменить на Т-40, но начало Второй мировой войны означало, что было произведено всего несколько Т-40.
Было построено около 1500 танков Т-38, что иллюстрирует важность танков-амфибий-разведчиков для Красной Армии. Некоторые из них были вооружены 20-мм пушкой ШВАК и получили обозначение T-38RT.

Т-40

Танк-амфибия-разведчик Т-40 был легким танком-амфибией, использовавшимся Советским Союзом во время Второй мировой войны. Десантные возможности были важны для Красной Армии, о чем свидетельствует производство более 1500 танков-амфибий в 1930-х годах.

Т-40 предназначался для замены устаревающих легких амфибий Т-37 и Т-38. Это был превосходный дизайн, но из-за давления войны Советы отдавали предпочтение производству танков более простых конструкций, и было построено лишь небольшое количество Т-40.

На последней построенной партии Т-40 вместо башен были установлены ракетные установки БМ-8-24 «Катюша». Эта версия предусматривала передвижное крепление для 24-рельсовой реактивной системы залпового огня, стреляющей 82-мм неуправляемыми ракетами.

Т-50

Легкий пехотный танк Т-50 был построен Советским Союзом в начале Второй мировой войны. Разработка Т-50 началась как проект SP (Сопровождения пехоты, ‘Поддержка пехоты’) в 1939 году. Конструкторское бюро было уничтожено во время Великой чистки и не смогло продолжить проект, поэтому в мае 1940 года его перевели на завод № 174 имени К.Е. Ворошилова.

Троянов завершил проектирование Т-50 в январе 1941 года, и производство было разрешено, но из-за технических проблем оно не смогло продолжиться. Конструкция этой машины обладала некоторыми усовершенствованными функциями, но была сложной и дорогостоящей, и был завершен лишь короткий серийный выпуск из 69 танков.

Более того, еще до того, как он был готов к массовому производству, опыт военного времени опроверг лежащую в основе концепцию легких танков.

Т-60

Танк-разведчик Т-60 был легким танком, производившимся Советским Союзом с 1941 по 1942 год. За это время было построено более 6292 единиц. Танк был разработан для замены устаревшего танка-амфибии-разведчика Т-38.

Хотя первоначально предполагалось нести 12,7-мм пулемет, подобный Т-40, позже вооружение было модернизировано до 20-мм пушки ТНШ, танковой версии ШВАК, по рекомендации народного комиссара танковой промышленности, Вячеслава Малышева.

Это оружие могло пробивать 15 мм перпендикулярной брони на дальности 500 м, что оказалось недостаточным против более новых модернизированных образцов немецких танков. Таким образом, в 1942 году были предприняты попытки перевооружить Т-60 37-мм пушкой ЗИС-19, но от них отказались из-за нехватки в Советском Союзе 37-мм боеприпасов.

Т-60 также использовался при проектировании экспериментального зенитного танка Т-90. Этот проект переключился на легкий танк Т-70 и был окончательно отменен без какого-либо производства.

Т-70

Легкий танк Т-70 использовался Красной Армией во время Второй мировой войны, заменив как Т-60 танк-разведчик для разведки, так и Т-50 легкий пехотный танк для поддержки пехоты. Легкий танк Т-80 был более совершенной версией Т-70 с двухместной башней — он производился в очень небольшом количестве, когда производство легких танков было прекращено.

Самоходная зенитная установка Т-90 была прототипом машины со спаренными пулеметами, основанной на шасси Т-70. Он был вооружен 45-мм пушкой L / 46 Model 38 с боекомплектом сорок пять патронов и спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ.

Танком управляли водитель и командир, которые заряжали и стреляли из пушки. Толщина брони спереди башни составляла 60 мм, спереди и по бокам корпуса: 45 мм, сзади и по бокам башни: 35 мм, крыша и днище: 10 мм.

Т-70 были запущены в производство в марте 1942 года на заводе № 37, а также наряду с Т-60 на ГАЗЕ и заводе № 38. Они полностью заменили производство Т-60 в сентябре 1942 года, хотя этот танк использовался до конца войны. Производство закончилось в октябре 1943 года, когда было завершено 8226 машин.

Танк Климента Ворошилова

Танки «Климент Ворошилов» (КВ) представляли собой серию тяжелых танков, имевших чрезвычайно тяжелую броневую защиту в начале Второй мировой войны, особенно в первый год немецкого вторжения. Хотя он был тяжело бронирован, более крупные орудия и более толстая броня, введенные противником, со временем сделали его менее эффективным. Серия была прекращена, поскольку ее нельзя было модернизировать с помощью более совершенных орудий или более тяжелой брони, но она послужила основой для более позднего тяжелого танка «Иосиф Сталин».

Танк Иосифа Сталина

ИС-2 образца 1943 года (модернизированный) (фронт) и ИС-3 в Белорусском музее Великой Отечественной войны.

Танк Иосифа Сталина (или IS tank, названный в честь советского лидера Иосифа Сталина) был тяжелым танком, разработанным Советским Союзом во время Второй мировой войны. Танки в сериале также иногда называют танками JS или ИС.

Тяжелый танк был спроектирован с толстой броней для противодействия немецким 88-мм орудиям и нес основное орудие, которое было способно победить немецкие танки Тигр и Пантера. В основном это был танк прорыва, стрелявший тяжелым осколочно-фугасным снарядом, который был полезен против окопов и бункеров.

ИС-2 был принят на вооружение в апреле 1944 года и использовался Красной Армией в качестве острия в битве за Берлин на заключительном этапе войны.

Т10 / ИС-10 / ИС-8

Т-10

ИС-10

ИС-8

Т-10 (также известный как Объект 730) был советским тяжелым танком времен Холодной войны, окончательной разработкой серий танков КВ и ИС. Он был принят в производство в 1952 году как ИС-10 (Иосиф Сталин, русская форма Иосифа Сталина), но из-за политического климата после смерти Сталина в 1953 году он был переименован в Т-10.

Самыми большими отличиями от своего прямого предка, ИС-3, были более длинный корпус, семь пар опорных катков вместо шести, увеличенная башня с новой пушкой с вытяжкой, улучшенный дизельный двигатель и увеличенная броня. Общие характеристики были аналогичными, хотя Т-10 мог нести больше боеприпасов.

Т-10 (как и танки ИГ, которые они заменили) были развернуты в независимых танковых полках, принадлежащих армиям, и независимых танковых батальонах, принадлежащих дивизиям. Эти независимые танковые подразделения могли быть приданы механизированным подразделениям для поддержки операций пехоты и совершения прорывов.

Т-54 и Т-55

Оригинальный танк Т-54-1.

Т-55

Танки Т-54 и Т-55 были серией основных боевых танков, разработанных в Советском Союзе. Первый прототип Т-54 появился в марте 1945 года, незадолго до окончания Второй мировой войны. Т-54 поступил в серийное производство в 1947 году и стал основным танком для бронетанковых подразделений Советской армии, армий стран Варшавского договора и других.

Т-54 и Т-55 участвовали во многих вооруженных конфликтах в мире в конце 20 века.
Танки Т-54/55 были заменены на Т-62, Т-72, Т-64 и Т-80 в советской и российской армиях, но многие из них остаются на вооружении 50 других армий по всему миру, некоторые из них прошли сложную модернизацию.

Советские танки никогда напрямую не сталкивались со своими противниками по НАТО времен холодной войны в Европе. Однако первое появление Т-54/55 на западе в 1960 году побудило Соединенные Штаты разработать M60.

Т-54 действительно воевал во Вьетнаме, где его превосходили M48A3 Patton и даже M41 Walker Bulldog. Он также участвовал в арабо-израильских войнах, где его превосходили Centurion, M48 Patton, M60 Patton и даже модернизированный M4 Shermans.

Серия Т-54/55 в конечном итоге стала самым производимым танком в истории. Предполагаемые производственные показатели серии варьируются от 86 000 до 100 000.

ПТ-76

Танк-амфибия ПT-76.

ПТ-76 — советский легкий танк-амфибия, который был представлен в начале 1950-х годов и вскоре стал стандартным разведывательным танком Советской армии и других вооруженных сил Варшавского договора.

Он широко экспортировался в другие дружественные государства, такие как Индия, Ирак, Северная Корея и Северный Вьетнам. В целом около 25 стран использовали PT-76.
Полное название танка – Плавающий танк-76 (Плавающий Танк, Плавающий танк, или ПТ-76). 76 обозначает калибр основного вооружения: 76,2-мм нарезной танковой пушки серии Д-56Т.

ПТ-76 используется в разведке и огневой поддержке. Его шасси послужило основой для ряда других конструкций транспортных средств, многие из которых были амфибиями, включая бронетранспортер БТР-50, зенитную самоходную установку ЗСУ-23-4, бортовую самоходную установку АСУ-85 и пусковую установку зенитных ракет 2К12 Куб.

Т-62

Т-62 — советский основной боевой танк, дальнейшее развитие Т-55. Его 115-мм пушка была первой гладкоствольной танковой пушкой, которая использовалась. Хотя Т-62 очень похож на Т-55 и использует многие из тех же деталей, есть некоторые отличия.

К ним относятся корпус, который на несколько сантиметров длиннее и шире, различные опорные катки и различия в характерных неравномерных зазорах между опорными катками. В отличие от основных боевых танков Т-54 и Т-55, зазоры между последними тремя парами опорных колес больше, чем у остальных.

Как и у Т-54 и Т-55, у Т-62 есть неразъемная балка, установленная в задней части корпуса. Танк может быть оснащен тонкой трубкой для боевого использования и трубкой большого диаметра для тренировок. Тонкую трубку можно разобрать и носить в задней части башни, когда она не используется.

Командирская башенка расположена слева от верхней части башни. У заряжающего есть цельный люк, расположенный с правой стороны башни и дальше назад, чем командирская башенка. В люке заряжающего установлен блок обзора в перископ, который можно использовать для обзора впереди и позади машины.

Командирская башенка имеет четыре перископа, два из которых расположены в крышке люка, а два других — в носовой части башенки. У механика-водителя есть цельный люк, расположенный в левой передней части машины, прямо перед левой стороной башни.

В танке используются те же прицелы и смотровые устройства, что и в Т-55, за исключением наводчика, который получил новый прицел TSh-2B-41 с увеличением x4 или x7. Он установлен соосно с оптическим дальномером.

Т-62 производился с 1961 по 1975 год. Он стал стандартным танком в советском арсенале, частично заменив Т-55, хотя этот танк продолжал производиться в Советском Союзе и в других странах после прекращения производства Т-62.

Позже Т-54/55 и Т-62 были заменены на передовой на Т-64 и Т-72. Т-62 участвовал в войне Судного дня, где его превзошли Centurion, M48 Patton и M60 Patton. Он даже оказался уязвимым для M51 Super Sherman, модернизированного варианта M4 Sherman времен Второй мировой войны.

Т-64

Т-64 — советский основной боевой танк, представленный в начале 1960-х годов. Он использовался исключительно Советской армией в ее передовых подразделениях и был более совершенным аналогом Т-62. Хотя Т-62 и знаменитый Т-72 использовались более широко и в целом больше развивались, именно Т-64 лег в основу более современных советских конструкций танков, таких как Т-80.

Революционной особенностью Т-64 является включение автоматического заряжания для его 125-мм пушки, что позволяет исключить положение члена экипажа и помогает уменьшить размеры и вес танка. Танкисты шутили, что конструкторы наконец—то догнали свой неофициальный гимн «Три танкиста» — песня была написана в память о членах экипажа, сражавшихся в битве на Халхин-Голе на танках БТ-5 из 3 человек в 1939 году.

Т-64 также стал пионером в других советских танковых технологиях: в модели Т-64А 1967 года была представлена 125-мм гладкоствольная пушка, а Т-64Б 1976 года выпуска мог стрелять управляемой противотанковой ракетой через ствол своего орудия.

Конструкция Т-64 получила дальнейшее развитие как основного боевого танка с газотурбинным двигателем Т-80. Башня Т-64Б будет использоваться в улучшенных Т-80У и Т-80УД, а усовершенствованная версия его дизельного двигателя будет использоваться для танков Т-80УД и Т-84 украинского производства.

Модернизированные модели Т-64 продолжают использоваться сухопутными войсками Украины (Т-64БВ, Т-64БМ Булат, Т-64БВ Модель 2017 года и Т-64БМ2 Булат), Украинской морской пехотой (T64BV) и Национальной гвардией Украины (Т-64, Т-64БВ и Т-64БМ).

Т-72

Т-72 — основной боевой танк советской разработки, поступивший в производство в 1970 году. Это дальнейшее развитие Т-62 с некоторыми особенностями Т-64А (к которому это была параллельная конструкция) и получило дальнейшее развитие как Т-90.

Хронологически и с точки зрения дизайна он принадлежит к тому же поколению танков, что и американская серия M60, немецкий Leopard 1 и британский танк Chieftain.
Т-72 был самым распространенным танком, использовавшимся Советской армией с 1970-х годов до распада Советского Союза.

Он также экспортировался в другие страны Варшавского договора, а также в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию и Югославию, а также копировался в других местах, как с лицензиями, так и без них.

Югославы модернизировали Т-72 до нового и более совершенного М-84 и продали сотни из них по всему миру в течение 1980-х годов. Иракцы называли их Львом Вавилона (Асад Бабиль), хотя иракцы собирали их из «запасных частей», проданных им русскими в качестве средства обхода введенного ООН эмбарго на поставки оружия.

К более современным производным относятся польский PT-91 Twardy и российский Т-90. Несколько стран, включая Россию и Украину, также предлагают пакеты модернизации для старых Т-72.

Основной боевой танк Т-80

Т-80 — основной боевой танк (MBT), разработанный и произведенный в бывшем Советском Союзе. Являясь развитием Т-64, он поступил на вооружение в 1976 году и был первым серийным танком, оснащенным газотурбинным двигателем для главной тяги (в Stridsvagn 103 к 1971 году использовалась только дополнительная газовая турбина).

Последний раз Т-80У производился на заводе в Омске, Россия, в то время как Т-80УД и доработанный Т-84 продолжают производиться в Украине. Т-80 и его варианты состоят на вооружении в Беларуси, Кипре, Казахстане, Пакистане, России, Южной Корее и Украине. Главным конструктором Т-80 был российский инженер Николай Попов.

Питание основного орудия осуществляется от автомата заряжания Корзина. В карусели, расположенной под полом башни, вмещается до 28 патронов, состоящих из двух частей. Дополнительные боеприпасы хранятся внутри башни. Боеприпасы состоят из снаряда (APFSDS, HEAT или HE-Frag) плюс метательный заряд или ракета, состоящая из двух частей.

Автоматическое заряжание — это эффективная, надежная, проверенная в боях система, которая используется с середины 1960-х годов. Метательный заряд удерживается внутри полусгораемой гильзы, изготовленной из легковоспламеняющегося материала — он расходуется в казенной части ствола во время стрельбы, за исключением небольшой металлической опорной пластины, которая выбрасывается во время следующего цикла перезарядки.

Благодаря способности вести огонь ПТУР, основная пушка Т-80 имеет дальность стрельбы относительно большую, чем у западных танков; она способна поражать цели на расстоянии 5000 метров (3,1 мили).

Недостатком, выявленным во время боевых действий в Чечне, была уязвимость Т-80БВ к катастрофическому взрыву. Причиной, указанной американскими и российскими экспертами, была уязвимость хранящихся полусгораемых пороховых зарядов и ракет при контакте со струей расплавленного металла от проникновения тепловой боеголовки, в результате чего взрывался весь боекомплект.

Эта уязвимость может быть устранена в более поздних моделях. Когда конструкции западных танков перешли с негорючих метательных патронов на полусгораемые, они, как правило, отделяли места для хранения боеприпасов от боевого отделения бронированными противопожарными дверями и снабжали «выдувными» панелями для перенаправления силы и огня любых взрывающихся боеприпасов подальше от боевого отделения.

Однако российский вектор развития на будущее, по-видимому, заключается в полном удалении экипажа из башни, это было реализовано на Т-14 Армата, который был представлен на параде Победы в 2015 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: