Смех — одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата. В некоторых случаях смех может быть реакцией на нервное напряжение (нервный смех) или быть признаком психического расстройства. Совместный смех является действенным фактором социализации, коммуникативности.
Содержание
Что такое смех
В ответ на щекотку смеётся не только человек, но и человекообразные обезьяны. Смех у них отличается от человеческого, но тем не менее он узнаваем. Также в конце XX века появились данные о том, что и крысы при щекотке издают определённый ультразвуковой сигнал с частотой 50 кГц.
Юмор и смех на первый взгляд образуют неразрывное единство: стимул и реакция. Однако связь между ними далеко не проста. Находясь в одиночестве, люди могут оценивать какие-то стимулы как весьма смешные, но при этом не смеяться.
История изучения
Вопрос о природе смеха и юмора на протяжении веков является предметом исследований философов и учёных. Сегодня он рассматривается различными науками, в рамках которых сформировалось множество концепций генезиса и восприятия комического.
Платон в диалоге «Филеб» подчёркивал, что смех над «смешными свойствами друзей» обусловлен сочетанием удовольствия и зависти со стороны смеющегося. Впервые идея о двух принципиально различных видах смеха была высказана Дж. Битти, который назвал смех от щекотки «животным», а смех, вызванный психологическими причинами, — «сентиментальным».
Так возникла дуалистическая концепция смеха. Г. Вайсфельд считал, что щекотка и юмор — два вида приятной и полезной стимуляции. Если польза от щекотки состоит в тактильной стимуляции (как известно, ее дефицит приводит у младенцев к психическим расстройствам), то ценность юмора заключается в когнитивной стимуляции.
Смех объекта щекотки первоначально был знаком благодарности и служил для щекочущего, а затем и для «юмориста» наградой, приятным социальным сигналом. Жан Поль писал: «Люди сначала смеялись, — а потом появились комики».
Поддерживая эту точку зрения, А. Г. Козинцев считает, что в филогенезе, как и в онтогенезе, смех появляется гораздо раньше юмора. Он представляет собой древний (докультурный) врождённый сигнал, тогда как юмор — явление культуры, возникшее на базе того поведения, частью которого был (и, судя по всему, остается) этот сигнал.
Р. Провайн считает, что люди более 2000 лет безуспешно бьются над тем, почему же юмор смешит, по причине того, что они переоценивают роль юмора как якобы главного способа вызывания смеха, и недооценивают роль смеха как самостоятельного феномена.
Классификация смеха
- Юмористический смех
- Социальный смех (от возбуждения)
- Ликующий (знак победы или избытка сил)
- Смех от облегчения (нервная разрядка)
- Смех смущения или беспокойства (защитный механизм)
- Истерический
- Физиологический (вызванный наркотическими веществами, щекоткой)
- Патологический (при душевной болезни или прямой стимуляции мозга)
- Ритуальный (искусственный)
И многие другие.
Социальное значение
У человека смех коррелирует с дружелюбием, и, как ни странно, с агрессией — его рассматривают как игровую форму поведения, в которой может быть заложена скрытая угроза: «Смотри, что я могу сделать с тобой, но не сделаю».
Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».
Исследования и философия
Изучением смеха, юмора и его влияния на организм человека занимается раздел психиатрии — гелотология. К феномену смеха обращаются также философы (Аристотель, Анри Бергсон, Л. В. Карасёв и другие). Например, Кант дает следующее определение:
Смех есть аффект от внезапного превращения напряжённого ожидания в ничто.
Смех в литературе, хотя некоторые и считают его недостаточно изученным, — это тема, которой уделялось внимание в письменном виде на протяжении тысячелетий. Использование юмора и смеха в литературных произведениях изучалось и анализировалось многими мыслителями и писателями, начиная с древнегреческих философов и далее. Анри Бергсон Смех: Эссе о значении комикса (Le rire, 1901) — заметный вклад 20 века.
Древний
Согласно Геродоту, смеющихся можно разделить на три типа:
- Те, кто невиновен в правонарушениях, но не осознает собственной уязвимости
- Те, кто сумасшедший
- Те, кто слишком самоуверен
Согласно Дональду Латейнеру, Геродот сообщает о смехе по веским литературным и историологическим причинам. «Геродот считает, что либо природа (лучше, направление богов), либо природа человека в достаточной степени совпадают, либо что последнее является всего лишь аспектом или аналогом первого, так что получателю предлагается результат «.
Сообщая о смехе, Геродот делает это в убеждении, что это говорит читателю что-то о будущем и / или характере смеющегося человека. Также в этом смысле не случайно, что примерно в 80% случаев, когда Геродот говорит о смехе, за ним следует возмездие.
Мужчины, чей смех заслуживает упоминания, отмечены, потому что смех означает презрительное отношение, пренебрежительное чувство превосходства, и это чувство и проистекающие из него действия навлекают гнев богов.
Современный
Смех вызывает широкий спектр переживаний. В исследовании 1999 года, проведенном двумя исследователями юмора, 80 человек попросили вести ежедневный учет смеха и обнаружили, что они смеялись в среднем 18 раз в день. Однако их исследование также выявило широкий диапазон: некоторые люди смеются до 89 раз в день, а другие смеются всего 0 раз в день.
Томас Гоббс писал: «Страсть к смеху — это не что иное, как внезапная слава, возникающая из внезапного осознания некоторого превосходства в нас самих по сравнению с немощью других или с нашим собственным прошлым».
Философ Артур Шопенгауэр посвящает смеху 13-ю главу первой части своего главного труда «Мир как воля и представление».
Фридрих Ницше различает две разные цели использования смеха. В позитивном смысле «человек использует комическое как терапию против сдерживающей оболочки логики, морали и разума. Время от времени ему нужно безобидное отстранение от разума и лишений, и в этом смысле смех имеет для Ницше положительный характер».
Смех, однако, может иметь и негативный оттенок, когда он используется для выражения социального конфликта. Это выражено, например, в The Gay Science: «Смеяться – значит быть злорадным, но с чистой совестью».
Возможно, работы Ницше произвели бы совершенно другой эффект, если бы игривость, ирония и шутка в его произведениях были бы лучше учтены.
В «Смех: Эссе о значении комического»французский философ Анри Бергсон, известный своими философскими исследованиями материальности, памяти, жизни и сознания, пытается определить законы комического и понять фундаментальные причины комических ситуаций.
Его метод заключается в определении причин комизма вместо анализа его последствий. Он также рассматривает смех в связи с человеческой жизнью, коллективным воображением и искусством, чтобы лучше узнать общество.
Одна из теорий эссе заключается в том, что смех, как коллективная деятельность, играет социальную и моральную роль, заставляя людей устранять свои пороки. Это фактор единообразия поведения, поскольку он осуждает нелепое и эксцентричное поведение.
Энтони Людович еще дальше развил мысли Гоббса в книге «Секрет смеха». Он убежден, что в смехе есть что-то зловещее, и что современная вездесущность юмора и его идолопоклонство являются признаками слабости общества, поскольку инстинктивное обращение к юмору стало своего рода бегством от ответственности и действий.
Людович считал смех эволюционной чертой и привел множество примеров различных триггеров смеха с их собственными отличными объяснениями.
Карло Беллиени исследовал смех в эссе, опубликованном в журнале «Новые идеи в психологии». Он написал, что мы можем свести смех к трехэтапному процессу. Во-первых, нужна ситуация, которая кажется странной и вызывает чувство несоответствия (замешательство или панику).
Во-вторых, беспокойство или стресс, спровоцированные неуместной ситуацией, должны быть проработаны и преодолены (разрешение). В-третьих, сам звук смеха действует как сирена, предупреждающая прохожих о том, что они в безопасности.
История смеха
Дети еще не умеют говорить, но уже умеют смеяться. Правда, никто не знает, что вызывает у грудного ребенка улыбку и звуки, которые мы, взрослые, называем смехом. Историю появления смеха возводят и к 16 миллионам лет назад, и к 2 миллионам. Цифры называют разные.
При этом считается, что первый смех прозвучал у животных, в частности шимпанзе. Сегодня мы можем наблюдать и слышать, как смеются обезьяны. Однако никто не доказал, что эти звуки можно назвать смехом в современном толковании.
Толковый словарь Ушакова: «Короткие и сильные выдыхательные движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-н. чувства (преимущ. при переживании радости, веселья, при наблюдении или представлении чего-н. забавного, нелепого, комического, а также при нервных потрясениях и т. п.).
Дети начинают смеяться в возрасте 3 месяцев. Дети от 2.5 до 4 лет смеются над мультфильмом в 8 раз чаще, если они смотрят фильм вместе с другими детьми. Исследования доказывают, что те, кто разговаривает, смеются на 46% чаще, чем те, кто слушает. Мы в 30 раз чаще смеемся, находясь в компании. Как видим, смех выполняет социальную функцию. Это один из сигналов, который призывает к общению.
Мировой рекорд «Самый длинный смех» был установлен Раджендрой Кумаром Индия. 21 января 2022 г Раджендра непрерывно смеялся в течение трех часов сорок семь минут пятьдесят четыре секунды. Явление, которое мы сегодня называем смехом, возникло в процессе эволюции где-то между 4 и 2 миллионами лет назад.
Это были звуки, напоминающие пыхтение и хриплое дыхание, которые издавали животные. Эти звуки очень напоминали звуки смеха. Скорее всего, смех появился раньше разговорной речи. Звуки смеха были сигналом того, что в данный момент все в порядке, опасности нет, можно расслабиться.
Около 2 миллионов лет назад у предков человека нала развиваться способность волевого контроля над двигательными мышцами лица. С появлением первых предков человека гоминидов, возникших в Центральной Азии около 750 000 лет, смех обрел другие функции, в том числе передачу чувств, таких как смущение, радость, насмешка.
По мере того как люди развивали свои когнитивные и поведенческие способности, они научились имитировать смех. Они еще не могли правильно смеяться, потому что не умели двигать глазными мышцами и растягивать рот до ушей в улыбке.
Смехом стали пользоваться не только для выражения радости, но и в агрессивных, нервных или иерархических контекстах. Например, чтобы сигнализировать, умиротворять, манипулировать, высмеивать или ниспровергать.