Популярные мотоциклы молодежи СССР

Во времена Советского Союза основным средством передвижения являлись мотоциклы, проверенные и надежные. Это была самая желанная техника для молодого поколения, но получить ее было не так просто. На мотоциклах передвигались на работу, на отдых, а мальчишки катали их по деревням. После распада Советского Союза мотоциклы не утратили свою актуальность — спрос на них вырос еще больше.

Мотоциклы, которые пользовались популярностью у молодежи 70-х, 80-х и 90-х годов

О советской эпохе сейчас сложилось немало мифов. Между тем, среди нас сейчас живет немало людей, которые в то время жили. И естественно, что многие из них были молодыми. Конечно, 40-50 лет назад о гаджетах еще даже никто и думать не мог, поэтому тогдашние мальчишки были больше приближены к реальной жизни и мечты у них были приземленные.

То же самое можно сказать и о вполне состоявшихся в жизни молодых людей, которые уже обрели финансовую независимость и задумывали вполне конкретные покупки. В 70-е и 80-е годы прошлого столетия советские парни, наиболее всего, грезили о мотоциклах. Вообще, в СССР на эту тему сложился некий культ и владеть мотоциклом было модно и иногда, престижном.

Давайте вспомним некоторые из них.

Ява (старушка)

Этот мотоцикл с индексами «559» и «360». Отличался массивным прямоугольным спидометром вместо круглого (в ЧССР именовались «панельками»). Очень скоро в нашей стране началась «ява-мания», плодом которой стало повальное увлечение молодежи чехословацкой техникой. Наверное, не было молодого человека, не мечтавшего хоть немного проехать на импортном аппарате. А если такой появлялся в семье, то вот оно счастье!

В советские времена Яв-«старушек» встречалось много, но почему-то почти все они были с одноцилиндровыми двигателями чей 250 кубовый движок выглядит очень маленьким на фоне внушительного 350 кубового, и кажется, что чего-то в районе мотора не хватает. Внешне 350-кубов нравится всем больше.

С октября 1962 года появились обновленные JAWA-250 (тип 559/02) и JAWA-350 (тип 354/06). Именно они и начали поставляться в СССР. Мотоцикл типа 02 имел значительно портированный двигатель и увеличенную мощность по сравнению с исходным 353/04.

Двигатель для мотоцикла 354/06 остался практически идентичным двигателю 354/04. Изменением является использование бумажного микрофильтра в оригинальном глушителе впуска и шасси идентичное 559/02.

Другие изменения включали:

  • переработанную переднюю вилку
  • новый спидометр и распределительную коробку
  • усиленную раму (ее заменила 360/00 в 1965 году)

Двухцилиндровый двигатель заметно тяжелее. 350 кубовый мотоцикл тяжелее на 11 килограмм, при том, что экипажная часть у мотоциклов одинаковая. Легким мотоциклом удобнее управлять, к тому же такой лишний вес (почти 10%) может отрицательно сказаться на динамике…

Разница составляет 4 лошади. По современным меркам — это какие-то смешные показатели, но поверьте, разница от этих 4 лошадок есть! Тем более, что это четверть от 16 лошадок 250 кубовой версии.

Двухцилиндровая Ява закономерно быстрее. 115, а не 105 километров в час. На самом деле — это принципиальная разница. 350-ка может разогнаться выше крейсерской скорости для этого шасси, а 250 — нет. А иногда нужно побыстрее.

Jawa 350 typ 634

Вишневка

Мотоцикл-легенда, дебютировавший в 1973 и выпускавшийся до 1982 года. Самая популярная JAWA в Советском Союзе – ещё бы, 634-я серия разрабатывалась специально для него и более 90% всех байков этой серии уходило на экспорт в СССР.

При разработке этой модели чехословацкие инженеры собрали все распространённые жалобы и предложения, поступившие от владельцев предыдущих моделей – по возможности проработав их.

Например, рама была полностью переработана – она стала сдвоенной закрытого типа, как на спортивных мелкосерийных мотоциклах чешского производителя. За счёт этого удалось повысить прочность мотоцикла при эксплуатации его в сельской местности.

Колёса получили диаметр 18 дюймов против 16-дюймовых у «старушек из 60-х» – это положительно повлияло на проходимость. Тормоза остались барабанными, но спереди применена двух кулачковая конструкция.

Двигатель остался таким же, как на предыдущей 350-кубовой модели, но его заметно модернизировали. Главным образом это отразилось на увеличении мощности – с 18 до 22 л.с. Чтобы мотоцикл не перегревался в жару, его цилиндры получили более частое оребрение (что, впрочем, не сильно помогло, судя по отзывам владельцев).

Максимальная скорость JAWA typ 634 составляла 130 км/ч. Путём различных ухищрений и доработок, её можно было повысить ещё на 10-20 км/ч.

Заявленный расход топлива – 4 литра, но на практике он был ближе к пяти, особенно в сельской местности.

При собственном весе в 155 кг, грузоподъёмность у этого байка без коляски составляла 180 кг, то есть двоих крепких мужчин этот мотоцикл перевозил без проблем.

В 1975 году появилась модификация «634-5». Ее отличали плоская фара с приборами, размещенными в отдельном пластиковом корпусе. Крылья получили хромированные вставки, а новая ручка газа – продольные канавки и накидные гайки, регулирующие скорость возврата.

Серокрылка, характерная серебристая полоса на баке с названием мотоцикла.

Последней модификацией линейки в 1980 году стал «634-7». Его отличала характерная серебристая полоса на баке и другие технические новинки. Среди них стоит отметить тахометр, иные выхлопные трубы и заднюю подвеску с четырьмя положениями жесткости. В нашей стране 350-кубовый 22-сильный мотоцикл имел огромную популярность в первой половине 80-х.

1984 год подвел черту в истории модели. На конвейере ее заменила последняя массово экспортируемая в нашу страну JAWA 350/638. Несмотря на то, что эти мотоциклы и дальше оставались мечтой советских пацанов, их 2-тактная конструкция уже заметно отстала от времени и поэтому знаменитая история мотоциклов JAWA стремилась к своему закату.

Java 350 typ 638

Из-за ровного сиденья получила прозвище «скамейка».

Знакомая в Советском Союзе jawa 638 начала выпускаться в 1984 году и имела модификацию ява 638 5 00. Эта модель пришла на смену предыдущей машине с индексом 350-633. Здесь были основательно улучшены ходовые и эксплуатационные характеристики мотоцикла.

Внешний вид мотоцикла хотя и не очень выдающийся, но тем не менее притягивает взгляд. Среди других собратьев его выделяют характерные только для явы элементы: большая фара и выступающие от нее поворотные сигналы, над фарой гармонично расположена приборная панель, большой бак аккуратной формы и двойное, прямое сиденье.

Под сиденьем и по обеим сторонам бака расположены отсеки для хранения инструментов или вещей. Максимальная скорость, которую по паспорту может достигать мотоцикл ява 350 638 составляет 130 км/ч, но многие энтузиасты делая тюнинг ява 638 добивались гораздо больших показателей.

Двигатель ява 638 имеет воздушное охлаждение, и этот факт также наложил свой отпечаток на внешний облик мотоцикла. Двигатель полностью открытый, с хорошо просматриваемыми конструктивными элементами. Также двигатель работает на более высоких оборотах, чем все производимые в то время советские мотоциклы.

Ножка кпп ява 638 выполняла функции кик-стартера. Для этого необходимо было немного вдавить ее в корпус коробки передач и поднять наверх. В Советском Союзе был только один недостаток для владельцев этого мотоцикла — это практически полное отсутствие запасных частей и зип-комплектов для ремонта.

Чезет 350 (ČZ)

Его производство было налажено в 1981 году и как только открыли его ввоз на территорию СССР он сразу стал желанным мотоциклом для многих наших сограждан. На мотоцикл был установлен 2-х тактный 2-х цилиндровый двигатель объёмом 343 кубических сантиметра и мощность которого была 22 л.с. Система охлаждения двигателя воздушное. Коробка передач четырёхступенчатая механическая с ножным переключением.

Мотоцикл рассчитан на перевозку двоих человек, которым не будет тесно и будет достаточно комфортно преодолевать большие расстояния. За счёт этого комфорта мотоцикл предполагался, как туристический. Также к этой категории его относили и из-за высокой надёжности агрегата.

Максимальная скорость, которую мог развить CZ-350 составляет 125 км/ч, при этом расход горючего будет около пяти литров на 100 километров. Размер бака с топливом 18 литров. Собственная масса мотоцикла 156 килограмм. Тормоза установленные на мотоцикл были барабанного типа.

ČZ 350 тип 472.5

ИЖ Планета Спорт

Иж Планета-Спорт анонсирован Ижевским мотозаводом в 1973-м году. Семидесятые, к слову, были чудесным периодом для Советского Союза, ведь экономика шла вверх, а уровень благосостояния граждан постоянно возрастал.

Поэтому неудивительно, что именно, в это время стал постепенно образовываться дефицит в продаже машин и мотоциклы выбились в приоритет. Но даже в таком случае, мечтой многих была она – чехословацкая Jawa 350-634, которая отличалась лоском и сбалансированностью.

Судя по всему, лавры данной модели нашим инженерам не давали покоя, поэтому к созданию Планеты-Спорт подошли со всей ответственностью. Нет, оба этих мотоцикла не были прямыми конкурентами, тем не менее, ПС считался, также, авангардной моделью.

Кроме того, определенную долю комплектующих составляли импортные детали – карбюратор, оптика, электрика, элементы подвески, что давало надежду на качество и долговечность.

По итогу получилось так, что Иж Планета-Спорт стал положительно выделяться своей динамикой ускорения – 350-кубовый мотор мог выдавать свыше 30 лошадиных сил, при лучших раскладах, поэтому равных по ускорению Планете-Спорт не было.

Кроме того, многим нравился звук выхлопа и хорошая управляемость на городских скоростях. За все это, вкупе с приятным дизайном, мотоцикл и любили.

Но были и недостатки. А именно, у модели была малая устойчивость на высокой скорости – он буквально, вставал на дыбы и переднее колесо постепенно теряло связь с дорогой. Кроме того, Иж жестко отрабатывал неровности и не был комфортным при длительной езде.

А с постепенным переводом на отечественные компоненты Планета-Спорт стал не только более медлительным, но и менее надежным. И это, в паре с завышенным ценником, в итоге, привело к тому, что в 1984-м году модель была снята с производства – в связи с низким спросом.

Иж Юпитер-5

1985 завод «Ижмаш» начал выпуск новой модели мотоциклов Иж Юпитер-5К и Иж Юпитер — 5.Когда конструкторы разрабатывали эту модель они старались по максимальному учесть замечания владельцев «юпитеров» пред идущего поколения (четвертого).

В основном все замечания ссылались на плохое электрооборудование, а также экономичность аппарата. Иж юпитер-5 – один из самых популярных мотоциклов времён СССР, а выпускался с 1987 по 2008 года в Ижевске. Обладает изрядным ресурсом. Надежен, собран качественно. Создавался он как мотоцикл среднего класса. Предназначался для любых покрытий дороги и вообще без покрытий.

Из-за этого получил большую популярность у жителей сельской местности. Еще эта техника обладает высокой маневренностью и приемлемыми габаритами. К тому же эта получилась экономичной и неприхотливой.

Иж Планета-5

Иж — Юпитер-5 выпускался вместе с Иж — Планетой 5 и конкурировал с ним. Два этих мотоцикла практически одинаковы. Различались они только двигателями. «Юпитер» оснащался 2-х цилиндровым мотором, а «Планеты» всего одним.

За счет этого у первого аппарата было больше мощности. Содержание технические характеристики иж юпитер — 5, двигатель практичный и очень надежный. Дизайн мотоцикла, технические характеристики, вес мотоцикла – 160 кг., двигатель – двухтактный.

Два цилиндра объемом 347 куб.см., охлаждение — воздушное, смазывающая система работает вместе с топливной. То есть, масло разбавляется в бензине. Максимальная скорость составляет не много – всего 120 км/час. Расход топлива – 4-5 литров на 100 км. Это в техническом паспорте так заявлено.

Точно нельзя указать, потому что на каждом виде дорог показатель будет другим. Бензин использует еще тот — А-76, перемешанный с маслом в пропорции 25:1. Максимальный выдерживаемый мотоциклом без коляски вес – 145 кг. Коробка передач – четырехступенчатая.

Привод на заднее колесо – цепь. Тип сцепления – многодисковое, постоянно замкнутое, в масляной ванне. Передний и задний тормоз барабанного типа. Стоит отметить, что за все 20 лет, что строили этот мотоцикл, концепция его оставалась неизменной.

С каждой моделью эти мотоциклы становились пусть не намного, но все же лучше предыдущей и «Юпитер-5» не стал исключением. Если сравнить Юпитер-5 с Юпитером-4, то оба по внешнему виду практически не отличались друг от друга, но все же пару деталей изменены: был увеличен крутящий момент, немного уменьшилась мощность.

Это «немного» составляет 4 лошадиных силы. В четвертой модели было 28, а в пятой 24 лошадиных сил. Но в силе выиграл! В плане дизайна изменилась форма оребрения цилиндра. Поставлены другие выхлопные трубы. Еще было пару модификаций к этой модели — грузовой и туристический.

Первая модификация оснащалась боковым прицепом и запасным колесом. Вторая — люкс версия, не имела коляски, зато на него ставили обтекатель и ножные дуги. Двигатель получился очень надежным и практичным. Простота системы и неприхотливость облегчило не только ремонт, но и эксплуатацию мотора.

Имея 175 куб.см на каждый цилиндр, он не только тянул груженный до дальше некуда боковой прицеп, но и развивал сумасшедшие по тем временам 120 км/час. По сравнению с тяжелыми мотоциклами, даже выигрывал в скорости на 10 километров. А еще отлично ведет себя при низких температурах.

Дизайн мотоцикла Как и многие другие мотоциклы Иж, «Юпитер-5» не получил каких то особых изменений в дизайне по сравнению с четвёртым юпитером. Вскоре после выхода «Планета-5» дизайнеры схитрили и позаимствовали от него пару внешних элементов.

А именно: первая выпущенная модель получила обычную квадратную форму приборной панели, которая включала в себя указатель поворота, ближний – дальний свет, замок зажигания и спидометр. После переработки одну панель разделили на две части: на первой расположили индикаторы, а на второй спидометр.

Так же была изменена форма бака. Из-за этого новая модель получила более длинное сидение, объединенное с задним стоп-сигналом. В заключение следует отметить, что для своего времени, да еще в СССР, это был по праву брендовый мотоцикл. Только термина такого тогда не было.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: